Сегодня: 20 апреля 5355, Воскресенье

Кто сказал «мяу»?

От богини – до соавтора открытия

Наверное, более загадочного домашнего животного на свете нет. Рядом с человеком кошка прошла путь от «богини до ведьмы». Причем шла и идет она действительно «рядом» с человеком, оставаясь самостоятельной и не позволяя собой командовать, себя подавлять. Собственно, кошка позволяет нам ее любить. И еще неизвестно, кто кого заводит: человек – кошку или она – себе человека.
Родоначальница всех домашних кошек — нубийская дикая кошка, которую египтяне вывезли 5 тысяч лет назад из Нубии.
Древние египтяне высоко ценили замечательные способности кошки уничтожать грызунов. Видимо, проблема мелких и не очень поедателей зерна и других съестных припасов была в Древнем Египте такой «больной», что кошку причислили к священным животным, а богиня ночи, плодовитости и деторождения Баста изображалась с кошачьей головой. Кошки жили в роскошных храмах, питаясь самой лучшей пищей, им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели.
При пожаре египтянин был обязан сначала вынести кошку и лишь после этого приступить к тушению огня. Смерть священного животного очень тяжело переживали. Существовал даже траурный ритуал, согласно которому люди, потерявшие кошку, обрезали волосы на голове и сбривали брови.
Убийство кошки, даже невольное, каралось смертью. Существует предание, в котором рассказывается, как из-за кошек египтяне проиграли сражение персам. Царь персов Камбиз, прежде чем напасть на один из египетских городов, собрал огромное количество кошек. Животных выпустили впереди наступавшего войска, где каждый воин вместо щита держал в руке священное животное. Египтяне сдались без боя: они не могли рисковать жизнью кошек. (А у персов, надо понимать, ничего святого за душой не было…).
Умерших животных бальзамировали и хоронили в ящиках, сделанных из золота или серебра и богато украшенных драгоценными камнями. В 1860 году в Египте, недалеко от Бени-Хасана, обнаружили кошачье кладбище, где было захоронено 180 тысяч мумий кошек.
Неплохо к кошкам относились и в европейских странах. С их образом связывали успех, благополучие. В Англии до сих пор существует поверье: пока черная кошка в доме, — рыбаку не грозит опасность в море. Англичане считают, что если черная кошка перебежала дорогу — это добрая примета; если она забежала в дом или комнату — хозяина ждет радость.
Счастливая жизнь кошек в Европе кончилась примерно 700 лет назад, когда могущественная средневековая церковь обратила свой гнев на животных, пользовавшихся почетом на Востоке.
По мере усиления христианства религиозная борьба обострилась, и для кошек наступили черные времена – и не только черных.
За то, что кошка была языческим богом, за пристрастие к ночным прогулкам, бесшумное передвижение, светящиеся ночью глаза (за все, чему поклонялись в Египте), ее объявили исчадием ада, воплощением нечистой силы, пособницей ведьм. Почти во всех европейских странах кошка стала символом зла, а черную кошку приравняли едва ли не к дьяволу. Животных топили, сбрасывали с башен, сотнями сжигали на кострах. В Голландии была установлена специальная «кошачья среда» — день массового истребления кошек.
От полного истребления кошек спасли … крысы: их грозные нашествия заставляли людей сохранять и даже приобретать кошек.
В то же время мусульмане, в отличие от европейцев, кошку почитали и уважали. Согласно легенде, Магомету, очень любившему кошек, необходимо было встать и уйти, но на широком рукаве его халата спала одна из них. Чтобы не беспокоить любимицу, Магомет ушел,… отрезав рукав.
И в Японии кошки завоевали всеобщее признание: мыши обожают шелковичного червя, а кошки — мышей. В Стране восходящего солнца кошку издавна считают покровительницей одного токийского храма, где она изображена с поднятой правой лапой: это — «Манеки-Кеко», кошка-покровительница счастья и удачи.
В России кошка всегда была олицетворением домашнего уюта и благополучия. Животное здесь любили и почтительно называли «хозяйкой дома». При переезде «хозяйка» должна первой переступить порог нового жилища, иначе не будет в нем уюта и счастья. Народное поверье утверждает, что трехцветная кошка – «счастливая», т.е. приносит в дом счастье.
Кошка стала популярным литературным персонажем (достаточно вспомнить «Кота в сапогах», Кота Котофеевича или Кота Бегемота из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»), она же внесла не меньший вклад в науку. Кошка, а вернее кот помог сделать важное открытие. У французского исследователя Бернара Куртуа, когда он завтракал в своем рабочем кабинете, на плече обычно восседал любимый котяра. Однажды кот спрыгнул на стол и разбил склянки с реактивами. Хранившиеся в них жидкости смешались, и в результате химической реакции в воздух поднялись фиолетовые клубы пара. Когда они осели, Куртуа заметил на соседних предметах кристаллический налет. Это был неизвестный в те времена свободный йод. Так, благодаря коту, было сделано довольно крупное научное открытие.
Датский ученый Финзен обратил внимание на необычное поведение больного кота, примостившегося на крыше дома. Он сидел на той ее части, которая освещалась солнечными лучами. Как только тень приближалась к нему, он тотчас же переходил на новое место, освещенное солнцем. Такие маневры кот повторил несколько раз подряд. И Финзен задумался: а нельзя ли солнечными лучами лечить людей? Доверившись инстинкту кота, ученый начал эксперименты. Они показали, что благотворное лечебное действие оказывают лучи фиолетовой части спектра. Тогда-то и было предложено использовать ультрафиолетовые лучи в лечебных целях. Эта идея была успешно осуществлена, за что Финзен Нильс Рюберг был удостоен Нобелевской премии. Справедливо было бы, если бы ученый разделил ее с представителями семейства кошачьих.
В свое время Чарлз Дарвин привел пример зависимости урожая семян клевера от количества кошек. Кошки истребляют мышей, мыши разоряют гнезда шмелей, а шмели опыляют клевер. Итак, чем больше кошек, тем меньше мышей, чем меньше мышей, тем больше шмелей и выше урожай семян. А человек, посеявший клевер, получает корм для скота. Вот и выходит, что в некотором смысле кошки помогают человеку добывать молочные продукты и мясо. Так почему же не налить кошке в блюдце молока и не угостить колбаской?
(Продолжение следует)
(При подготовке материалы использованы «Беседы о домашних животных»
автора В.И. Гершуна)