Сегодня:

Новое в законодательстве

Современное демократическое правовое государство не мыслимо без осуществления гражданским обществом контроля над деятельностью органов государственной власти и должностных лиц.
Одним из методов данного контроля является обращение граждан в государственные органы, органы местного самоуправления.
Право на подобное обращение закреплено в Конституции Российской Федерации.
2 мая 2006 г. Президент РФ В.В.Путин подписал Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», который призван установить порядок рассмотрения обращения граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Закон вступит в силу 3 ноября 2006 года.
Следует заметить, что до настоящего времени эта область правоотношений регулировалась Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. с изменениями и дополнениями, последние из которых датируются 1988 годом.
Принятый закон, прежде всего, определяет обращение гражданина как направление в государственный орган, органы местного самоуправления или должностному лицу письменные предложения, заявления или жалобы, а также устное обращение в государственный орган, органы местного самоуправления.
При этом ПРЕДЛОЖЕНИЕ — это рекомендация граждан по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. ЗАЯВЛЕНИЕ — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. ЖАЛОБА — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Принципиальным положением данного закона является обязательность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц принятия обращения граждан к рассмотрению, в том числе, в случае необходимости с выездом на место, обязательность регистрации обращения в трехдневный срок с даты поступления, обязательность рассмотрения в срок, не превышающий 30 дней (в исключительных случаях 60 дней) и обязательность письменного ответа с направлением его гражданину.
То есть, государство, расширяя сферу прав граждан при обращении в государственный орган, органы местного самоуправления или должностному лицу, одновременно налагает на государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица обязанности по рассмотрению обращений и контролирует их исполнение.
Гражданам при рассмотрении их обращений следует помнить о своих правах, а именно гражданин имеет право:
— представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
— знакомиться с любыми документами и материалами, касающимися рассмотрения их обращения, если это не затрагивает права других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, содержащие государственную тайну;
— получить письменный ответ по существу обращения;
— обращаться с жалобой на принятое решение, действие или бездействие, как в административном, так и в судебном порядке;
— обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Важным положением принятого закона являются гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением. Данные гарантии запрещают преследование гражданина в связи с его обращением с критикой или в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов, не допускают разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Дополнительными гарантиями защиты гражданина при обращении является наличие предусмотренной законом ответственности, а также право гражданина на возмещение убытков и возмещение морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения.
Однако следует помнить, что гражданин несет ответственность за заведомо ложные сведения, указанные в обращении, а также на него может быть возложено возмещение понесенных в связи с подобным обращением расходов.
Данный закон является важным инструментом, в реализации и защите гражданами своих прав, свобод и законных интересов, исполнение которого позволит значительно сократить расстояние во взаимоотношениях между властью и обществом, позволит гражданам требовать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц более оперативно и по существу решать возникающие вопросы, разрушая многочисленные бюрократические барьеры, имеющиеся в настоящее время.