Сегодня: 20 апреля 4777, Среда

Ровно год назад в своем выступлении Президент Российской Федерации
В.В. Путин назвал государственную поддержку системы образования одним из приоритетных национальных проектов. Для его реализации разработана Федеральная целевая программа, согласно которой “реанимация” учебных заведений должна завершиться к 2010 г., а 2006­2007 годы отводятся на разработку моделей развития образования и начало масштабных экспериментов.

Первые реальные шаги в этом направлении уже сделаны. О том, насколько успешно началась реализация Национального проекта “Образование” в Новочеркасске, говорили на совещании в администрации города, которое прошло 29 сентября.
На мероприятии присутствовали первый заместитель главы администрации Ю.Т. Чебаков, начальник управления образования П.В. Панкратов, специалисты управления образования, директора школ и педагоги.
Как заметил Ю.Т. Чебаков, в Новочеркасске особое внимание на учебные заведения власти обратили еще до провозглашения главой государства специальной программы. Произведен капитальный ремонт нескольких школ, свои двери для учеников распахнули новые школы искусств, в скором времени откроются детский досуговый и культурно-оздоровительный комплексы. Одаренные дети с этого года будут получать стипендию мэра города, а тем выпускникам, которые захотят приобрести профессию педагога и работать в родном городе, будет оплачена учеба в вузе.
“Основная задача нацпроекта – повысить качество обучения школьников, — рассказал Юрий Чебаков, — а для этого нужно создать такие условия, чтобы каждый ребенок с удовольствием приходил в классы на уроки. А учитель имел все необходимые пособия и оборудование. Безусловно, необходима и материальная помощь педагогам”.
Поэтому в рамках проекта предполагается государственная поддержка школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. За два года не менее чем 6000 школ получат поддержку в размере одного миллиона рублей. Их выбор будет проходить по итогам оценки, которую дадут общественные эксперты.
В Ростовской области в этом году 41 школа получит дополнительное финансирование по этому направлению. Две школы нашего города — № 17 и № 31 уже получили эти деньги. Начальник управления образования П.В. Панкратов в своем докладе подробно рассказал о подготовке и проведении конкурса “Лучших школ, внедряющих инновационные образовательные программы”.
Участие в нем приняли 179 школ Ростовской области и среди них 5 школ Новочеркасска — № 14, 17, 19, 25, 31.
Отбор проходил в два этапа. На первом учебные заведения проходили техническую экспертизу на соответствие нормативно-правовых документов требованиям ряда законов, отсутствие нарушений трудового законодательства. Во внимание бралось наличие компьютерной техники, школьного сайта в Интернете. На нем ежегодно должен помещаться отчет руководителя о работе школы.
Эту ступень все пять претендентов благополучно преодолели. На втором этапе учебные заведения представляли свои информационно-аналитические справки о деятельности по всем направлениям за прошедшие 5 лет, программы развития и сметы расходов в рамках бюджета 2005 года. Особое внимание было уделено следующим параметрам — наличию в школах органов общественного управления, высокому качеству образования и воспитания, сохранению здоровья, развитию одаренности детей, системе охраны школы, развитию самоуправления, взаимодействия с социумом. Как отметил Павел Панкратов, затрудняло подготовку материалов для отбора то обстоятельство, что большинство школ в этот период перерегистрировали уставы, в оперативном порядке создавали свои сайты, где начали работать форумы учебных заведений.
Школы-победительницы № 31, 17 используют полученные средства на приобретение мультимедийного, лабораторного оборудования и наглядных пособий, оснащение спортивных залов современными тренажерами, закупку компьютерной техники для преподавателей, а также на оплату курсов повышения квалификации педагогов.
По словам Павла Панкратова, результаты участия в конкурсе заставляют задуматься о развитии в городе школ с углубленным изучением предметов, гимназий и лицеев. Об этом свидетельствует анализ типов школ, ставших победителями. Среди 41 школы области почти 50% составляют муниципальные образовательные учреждения повышенного уровня. Кроме того, к подготовительному этапу должны быть подключены не только органы управления образования, методическая служба, но и представители широкой общественности, СМИ, профсоюзы. В школах должны более активно работать Попечительские, Управляющие советы.
Еще один конкурс проходил в Новочеркасске в рамках национального проекта “Образование”. По его итогам выбирали лучших учителей, внедряющих инновационные образовательные программы. Шестнадцать педагогов города боролись за право получить грант в размере 100 тысяч рублей.
Конкурс был организован на очень высоком уровне. Управлением образования проведена большая разъяснительная работа среди руководителей школ и творчески работающих педагогов о критериях оценки деятельности учителя, преимуществах конкурса. Сотрудники методического кабинета провели семинары с учителями-конкурсантами. Кроме того, конкурсные материалы каждого из 17 участников (в объеме 30 печатных страниц) были детально проанализированы.
В Ростовской области участие в конкурсе принял 591 учитель.
Состав участников отбора представлял практически весь спектр учителей-предметников образовательных учреждений – от начальных классов до экономики и логопедии. Организационная группа особо отметила высокий уровень активности учителей истории и обществознания, начальной школы, биологии.
Участники конкурса – педагоги известные в городе, среди них — заслуженный учитель школ РСФСР; Соросовский учитель, 10 имеют звание “Почетный работник общего образования”, награждены грамотами Министерства образования РФ.
Тринадцать конкурсантов имеют высшую категорию, 1 категорию -3 чел. Один обучается в аспирантуре.
Активное участие в конкурсе приняли учителя математики, химии, биологии и истории.
Одиннадцать лучших учителей города получат деньги за победу в конкурсе в этом месяце.

Учителя ­ победители конкурса

Рыжикова Н.Б. – 9 шк., информатика
Малышева Л.А. – 14 шк., химия
Лускова Г.И. – 25 шк., биология
Щербакова Е.А. – 25 шк., математика
Колотий Г.П. – 19 шк., технология
Филимоненко Л.А. – 7 шк., ин. яз.
Лут В.А. – 14 шк., математика
Сеньковская Г.Н. – 19 шк., биология
Булатняя М.М. – 1 шк., русск. яз.
Ващенко Г.А. – 1 шк., математика
Сирота О.В. – 14 шк., география

Анализируя итоги конкурса, П.В. Панкратов отметил проблемы, на решении которых будут сосредоточены усилия педагогических коллективов и управления образования в следующем году. Это нарушения в оформлении трудовых книжек педагогов, связанные с переименованием учреждений, создание условий для эффективного использования информационно­коммуникационных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. По его мнению, педагогам необходимо активнее участвовать в конкурсах профессионального мастерства, а руководителям учебных заведений оказывать конкурсантам нужную помощь.
Третье направление реализации национального проекта “Образование” касается выплат классным руководителям, в том числе и учителям начальных классов. Напомним, что они составляют одну тысячу рублей ежемесячно за класс, в котором обучается от 25 человек, либо из расчета 40 рублей за одного ученика в месяц.

Кстати
За 6 месяцев на выплаты классным руководителям из областного бюджета выделено более пяти миллионов рублей.
Все эти выплаты осуществляются регулярно и дифференцированно, с учетом наполняемости классов и в соответствии с нормативным положением.
Программа по “оздоровлению” российской системы образования лишь только начинает действовать, но уже видны первые положительные результаты – улучшается материальное обеспечение школ, закупается новое оборудование, открываются новые кабинеты. Становится привлекательной и перспективной профессия педагога. Однако залогом успешной реализации всего запланированного может быть только оперативная и добросовестная работа на местах. Администрация города, осознавая всю значимость нацпроекта, готова решать все проблемы, активно сотрудничая со школами, предоставляя для этого все имеющиеся ресурсы. Ведь, как заметил Юрий Чебаков, “Те, кто сегодня сидят за партами, завтра будут строить новое общество, и каким оно будет, сегодня зависит от нас”.

Николай Скляров (фото)
row['name']