Сегодня: 18 апреля 4831, Пятница

15 октября в России отмечается День дорожного работника.

Когда российские “Камазы” в очередной раз с блеском выиграли знаменитое ралли Париж­Дакар, один из зрителей, внимательно осмотрев машины, заметил: “И чего только не придумают эти русские, лишь бы не строить дорог!”

Как всякий профессиональный праздник, он призван отдать дань уважения людям за их нелегкий и крайне необходимый труд, стимулировать их чувство законной профессиональной гордости. Но есть один нюанс, связанный именно с дорожными работниками. Ведь с результатами их повседневной работы люди сталкиваются ежедневно и ежедневно же выносят свои субъективные суждения.
Автор задался вопросом: “С каким чувством относятся горожане к представителям этой очень древней профессии”? А профессия действительно древняя, ведь археологи находят четкие следы дорожного строительства по крайней мере за две тысячи лет до нашей эры. Оказалось, что очень многие из опрошенных жителей Новочеркасска относятся к людям, кладущим асфальт, вполне благожелательно. Впрочем, каждый не преминул отметить места дорожной разрухи по соседству с собственным домом, где дорожников почему-то не сыщешь днем с огнем.
Другая категория горожан испытывает к дорожным работникам и их вышестоящим начальникам лютую ненависть. Это, в первую очередь, водители маршруток и таксисты, а также часть автолюбителей. Добиться объективности и цензурности высказываний от них нелегко. Действительно, на некоторых маршрутах городского транспорта чуть в стороне от центральных улиц любое экстремальное ралли может показаться детской забавой. А ведь тем же таксистам надо возить пассажиров, делать выручку и периодически чинить вдрызг разбитую подвеску. Но эмоции – в сторону, попробуем обратиться к фактам.

“Аргументы и факты”

Факты в распоряжение наших читателей любезно согласился предоставить начальник отдела благоустройства МУ ДГХ г. Новочеркасска А. ЛЕБЕДЕВ.

— Какие работы по ремонту дорог производились в текущем году?
— Наиболее масштабным событием в этом году стала реконструкция проезжей части проспекта Ермака на всем его протяжении от Соборной до Троицкой площади. Было заменено дорожное покрытие, бордюры, выполнены заезды во дворы, въезды на перекрестки. Тем самым было сделано очень важное для города дело. Теперь одна из важнейших транспортных магистралей исторического центра Новочеркасска может использоваться на все сто процентов. Кроме того, на десятках улиц был произведен ямочный и карточный ремонт. Проспект Баклановский, улица Сарматская, дорога в поселок Ключевой, спуск Герцена, улицы Машиностроителей, Трамвайная, Гвардейская, Свободы, Михайловская, Мичурина, Котовского и другие. В поселке Донском ямочный ремонт производился на улицах Мелиховской, Терешковой, Юннатов. Был отремонтирован самый разбитый участок дороги к поселку Луговому. На участке улицы Авиаторов произведен капитальный ремонт с полной заменой дорожного покрытия. Заасфальтирован район инфекционной больницы. Сейчас идет к завершению капитальный ремонт участка покрытия по Харьковскому шоссе. Была отремонтирована ул. Визирова от Клещева до Речной.
— И тем не менее, многие улицы центральной части города так и не дождались к зиме даже ямочного ремонта?
— Да, к сожалению, это, отчасти, верно. Непосредственно из муниципальных средств на ремонт городских дорог было выделено около 8 миллионов рублей. Если вести речь о капитальном ремонте с полной заменой асфальтового покрытия, то этих денег хватило бы на 1,5-2 километра. Поэтому все муниципальные деньги были пущены на первоочередной ямочный ремонт и их было явно недостаточно. Город не имеет возможности изыскать средства на дорожное строительство в необходимом объеме. На все капитальные ремонты дорог, включая и проспект Ермака, средства выделяются из областного бюджета. В 2006 году удалось получить около 30 миллионов рублей. Все эти средства уже полностью выбраны. Сейчас подана заявка в область на следующий год в размере 100 миллионов рублей. Объем работ следующего года будет зависеть от того, какую цифру нам утвердят.
— Предусмотрены ли в ближайшее время какие-то крупные проекты?
— На очереди стоит реконструкция Соборной площади, которую предполагается заново вымостить булыжником, а асфальтовую проезжую часть сделать кольцом по периметру площади. Проектно-сметная документация этого проекта уже готовится.

“Воспоминания и размышления”

Частный предприниматель А. ДИЛ-БАРЯН стал работать по благоустройству города еще с 1989 года. В 1991 году им была создана специализированная дорожная фирма “Дорстройсервис”, которая до сих пор с успехом занимается ремонтом улиц и дорог Новочеркасска.
— С чего начинала ваша дорожная фирма?
— Одной из первых больших работ стала в 1991 году заявка администрации на асфальтирование и благоустройство городского автовокзала со всеми подъездными путями. Успешно справившись с этой сложной задачей, мы в дальнейшем стали ежегодно получать подряды на производство работ по ремонту дорог.
— Какие объекты вспоминаются?
— Объемов у нас было очень много. Железнодорожный вокзал также асфальтировали полностью, улица Революции, Силикатная, пос. Ключевой, улица Сарматская. Проспект Баклановский проходим ежегодно то ямочным, то карточным ремонтом. Мы занимались благоустройством роддома, Макдональдса. Очень много объектов, все и не упомнишь. Много делали и внутриквартальных дорог с подъездными путями и отмосткой.
— В чем особенность профессии дорожника?
— Это очень трудоемкая работа. Не коммерция, не кабинетная работа. Здесь надо “пахать” с утра до вечера без выходных, пока позволяет погода. Рабочие уходят из дома рано, возвращаются поздно. Бывает, люди за весь сезон даже детей своих не видят. Это связано с технологическим процессом. Пришел, скажем, часов в шесть вечера с завода горячий асфальт, значит его надо уложить, надо укатать. Работаем в таком режиме до 10 декабря, потом занимаемся ремонтом техники, чуть-чуть отдыхаем. Та же установка бордюров – это очень тяжелый физический труд. Бывает ежедневно приходится менять 120-150 штук бордюров по 80-85 килограммов каждый. Очень тяжело. Я уже присматривался: механический укладчик бордюров стоит свыше 120 тысяч евро. Пока думаю. Люди у нас работают давно, привыкли, никто не уходит, состав бригад стабильный.
— Работа по реконструкции проспекта Ермака, которую выполняла ваша фирма, была сложной?
— Там сначала хотели расширить ширину проезжей части на 1 метр, но рядом проходит множество коммуникаций, поэтому смогли расширить всего на 30 см. Трудоемкая была работа. Пришлось поменять около 30000 квадратных метров асфальта и 6000 метров бордюров. Управились даже раньше срока. Кроме того пришлось вывезти 640 тонн мусора, вывезти 10 см снятого старого асфальта. У нас стабильно работают две бригады, полностью укомплектованные современной техникой и опытными людьми, поэтому в наших силах выполнить работу любой сложности.
— Вы даете гарантию на свою работу?
— Конечно. Все договора подписываются с гарантией на 3 года. Поэтому даже в случае аварии будем восстанавливать за свой счет. Три года мы полностью отвечаем за свою работу, а бывает, и дольше. Вот спуск Герцена как сдали, так и продолжаем периодически подновлять за свой счет.
— Вы занимаетесь благотворительностью?
— Я часто делаю нужную нашему городу работу, за которую не получаю денег. Памятник согласия и примирения, фонтан и атаманский дворец с полным благоустройством – все это подарок Новочеркасску от нашего коллектива.
— Как Вы оцениваете технологии дорожных работ в нашем регионе?
— Честно говоря, это прошедший день. “Федералы” строят сейчас уже совсем по-другому. А за рубежом мне довелось увидеть совсем иные технологии, ничего общего не имеющие с традиционным асфальтом. Песок или глина из ближайшего карьера поливается водой со специально подобранными химикатами и укатывается. Получается однородная прочная масса толщиной 40 см вроде пластмассы. И катайся сколько хочешь…
— Что бы Вы сказали коллегам в связи с Днем дорожного работника?
— Всему своему коллективу желаю удачи, здоровья, благополучия в семье. Дай Бог, чтобы они каждое утро с хорошим настроением выходили на работу и делали свое дело. И пусть каждый знает, что работает на благо своих семей, на благо всего города. С праздником!

Фото Николая Склярова
row['name']