Сегодня: 18 апреля 0177, Пятница

«Профессия учителя должна стать престижной» — считает Г.В. Кащеева, директор школы № 31

Все мы учились в школе и все мечтаем о том, что она станет “вторым домом” и для наших детей. Его не создашь инструкциями, руководствами и приказами. Атмосферу в школе создают ее учителя. И, несмотря на тяжелейшие для образования годы, преподаватели смогли сохранить в школах все лучшее. Признание и уважение за это заслужили такие педагоги, как Галина Владимировна
Кащеева, директор школы № 31.

Накануне празднования Дня учителя, мы беседуем с Галиной Владимировной о школе и ее учениках.
— Вся ваша жизнь так или иначе оказалась связанной с 31-й школой – вы, ее выпускница, пришли сюда работать старшей вожатой, потом преподавали в начальных классах. Учитель географии, завуч и вот уже пять лет вы здесь директор. Скажите честно – не наскучило столько лет работать в
одном месте?
— Разве может наскучить любимое дело? Я с детства знала, что буду учителем, а работать буду только в своей родной школе. Наверное, это было заложено с первых дней нашими педагогами, такими как
М.Ф. Свинухова, Л.И. Ермакова – всегда хотелось подражать им, быть такими же честными, справедливыми и добрыми.
— Значит, вы двоек не ставите?
— Незаслуженных – нет. Но всегда ведь в школу приходили разные ученики – одни усидчивые и старательные. А для других проблема просто отсидеть эти 40 минут урока. Учитель должен найти подход к каждому ученику. Уважать личность и суметь раскрыть талант – это основа его работы
— А в чем еще заключается ваша учительская миссия?
— Современная школа должна заложить в ребенке стремление к знаниям, умение их добывать и в самых разных жизненных ситуациях использовать. Я, например, преподаю географию и стараюсь воспитать из детей патриотов своей страны. Честно говоря, раньше, когда говорила, что Россия входит в восьмерку сильнейших стран мира, по классу просто прокатывался смешок. Представляете себе такое лет 20 назад? Я — нет. Поэтому большой упор мы стали делать на патриотическое воспитание. Успех хотя бы уже в том, что четыре года подряд наша школа выходит победителем в военно-спортивной игре “Орленок”. И каждый год не только мальчишки, но и девочки сдают вступительные экзамены в военные училища.
— В школе работают обычные люди. У них тоже могут быть проблемы, плохое настроение. Детям от этого не достается?
— Как и любой настоящий учитель, я не приемлю насилия. Вымещать на детях свою несостоятельность – это из области запрещенного. Так же, как и повышать голос. Кричать на детей – разве это метод? Чем больше учитель говорит на повышенных тонах, тем меньше его слушают и понимают ученики. Нужно искать другие методы работы – творчески подходить к воспитанию детей.
— И удается воспитывать?
— В союзе с родителями – да. Не нужно забывать, что в школе ребенок проводит 4-5 часов. Выходит с уроков и попадает в среду, которую не понимает, в которой живут совсем по другим законам. Включает телевизор – а там сплошной криминал и передачи про олигархов. Ребенок смотрит и делает выводы… Увы, но сама жизнь опровергает все то “доброе и вечное”, что несет школьное воспитание. Поэтому очень важно, чтобы семья активно вмешивалась во все эти процессы, направляла мысли и энергию детей в нужное русло.
— По-вашему мнению, раньше профессия учителя пользовалась большим уважением?
— Раньше статус учителя был очень высок. Сегодня, к сожалению, дело обстоит иначе. Вы сами знаете, что профессия не относится к числу модных или престижных. Но, тем не менее, отношение к учителю в обществе становится более позитивным. Быть может, отчасти и потому, что остаются здесь работать только настоящие профессионалы, любящие свое дело, переживающие за новое поколение. Мне самой много раз предлагали бросить школу, пойти на работу, не требующую такой самоотдачи. Но, честно говоря, не могу бросить “своих” детей. Не представляю себя работающей где-нибудь в офисе с кипой бумаг. Дети – это постоянное общение, радость, открытость. Они не могут надоесть. У нас в школе сложился профессиональный коллектив учителей, которые ни на что не променяют свою работу. Со дня основания школы, в 1965 году, работает Т.П. Дьяченко, не одно десятилетие преподают В.И. Ячменкова,
Т.А. Федосова, Л.Л. Юсупова, Л.Д. Попова, А.Ю. Александрова. Сегодня здесь работают учителя, как и я, закончившие эту школу. И я чувствую, что у нас общие цели, мы одинаково видим свою задачу. А это прекрасно, когда знаешь, что у тебя есть надежная опора и тебя в коллективе понимают.
— Ваш коллектив выиграл в этом году конкурс лучших школ, внедряющих инновационно-образовательные программы – получил миллион рублей. На что потратили эти деньги?
— Так много было предложений по этому вопросу – и ремонт сделать, и крышу отремонтировать. Но мы обязаны потратить деньги исключительно на внедрение инновационных технологий обучения – таково условие конкурса. Поэтому приобрели три современные интерактивные доски и специальные планшеты к ним. Теперь, например, весь класс сможет следить, как тот или иной ученик выполняет свое задание. У учителей теперь появятся свои компьютеры с новой информационной программой, которая позволит отслеживать успехи и неудачи каждого ребенка. На полученные деньги оборудуем кабинет физики. Кроме этого, покупаем тренажеры – теперь в школе будет современный тренажерный зал. Ну и обязательно выделим средства для учителей – чтобы они смогли пройти курсы повышения квалификации.
— Как в вашей школе пройдет День учителя?
— Традиционно мы “поменяемся местами” с учениками – предоставим им возможность вести уроки. А потом пройдет концерт, который подготовили дети. Обязательно пригласим ветеранов.
— А ваши пожелания коллегам?
— Я желаю им профессиональных успехов, уважения и почтения к их нелегкому труду. Надеюсь, что в ближайшие годы в области образования произойдут позитивные перемены и профессия учителя станет одной из самых уважаемых в обществе.

Фото Николая Склярова
row['name']