Сегодня: 18 апреля 8558, Вторник

В Прямой линии «Проблемы и перспективы российского образования», прошедшей 29 мая, принял участие министр образования и науки А.А. Фурсенко. Один из вопросов ему задал преподаватель ЮРГТУ Ф.Д. Беркович:
— Считает ли министр, что двойное правление в вузах (ректор-президент – «ЧЛ») является удовлетворительным?
Недавно по почте Феликс Давидович получил ответ: «В вузах как такового нет двойного правления. В соответствии с законодательством, вузом управляет ректор, избранный конференцией коллектива и утвержденный учредителем вуза, а также Ученый совет во главе с ректором, избранный конференцией коллектива вуза. Сочетание единоличного (ректор) и коллегиального (Ученый совет) управления вузом предусмотрено законом и соответствует принципу внутривузовской демократии. ПРЕЗИДЕНТ В ВУЗЕ ПОКА РАБОТАЕТ ТОЛЬКО НА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ, И РЕАЛЬНОЙ ВЛАСТИ ИМЕТЬ НЕ БУДЕТ (выделено нами – «ЧЛ»)».

Переменная облачность

У РУЛЯ, НО БЕЗ ВЕТРИЛ

18 июля 2006 года Президентом Российской Федерации подписан закон о внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Документ вносит изменения в порядок выборов ректора высшего учебного заведения, а также дает право ученому совету вуза учреждать должность президента высшего учебного заведения с внесением в установленном порядке изменений в его устав. В законе также четко определены функции президента.
Поскольку в ЮРГТУ в соответствии с предложенной В.Е. Шукшуновым концепцией развития вуза введено президентское правление, а сама концепция широко освещалась в прессе г. Новочеркасска, целесообразно сопоставить основные положения реализованного в ЮРГТУ президентского правления с соответствующими положениями внесенных изменений в закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Следует отметить, что до внесения в законодательство права вузов учреждать должность президента, министерство образования и науки считало, что введение в вузах должности президента являлось одной из форм самоуправления, а первым лицом в вузе оставался ректор. Но В.Е. Шукшунов со свойственной ему энергией и настойчивостью принялся реализовывать схему управления «президент – ректор», в которой президент является носителем высшей административной власти, а подчиненный ему ректор – исполнителем власти президента. При этом президент, с точки зрения В.Е. Шукшунова, определяет политику и стратегию развития вуза, разрабатывает концепцию и направление деятельности вуза; утверждает назначение проректоров и руководителей крупных подразделений, без доверенности действует от имени вуза; создает институты, представительства, лаборатории и другие подразделения; утверждает по представлению ректора распределение финансовых и материальных средств по основным направлениям деятельности вуза. Из приведенного перечня функций президента ЮРГТУ следует, что президент является первым лицом в вузе. Настойчивость и энергия В.Е. Шукшунова при реализации этой идеи особенно ярко проявились в прессе г. Новочеркасска, где он неустанно внедрял мысль о том, что президент – первое лицо вуза.
Что касается юридического оформления этой мысли, то в этом направлении В.Е. Шукшунов полного успеха не достиг. В соответствии с уставом ЮРГТУ, президент является председателем попечительского совета, решения которого носят рекомендательный характер. Президент избирается по представлению ученого совета конференцией сотрудников университета тайным голосованием простым большинством голосов на срок полномочий действующего ректора, утверждается в должности Министерством образования и является заместителем председателя ученого совета университета, решения которого обязательны для исполнения. Президент в соответствии с уставом непосредственно или через попечительский совет организует разработку концепции развития ЮРГТУ; организует разработку политики и стратегии развития ЮРГТУ; совместно с ректором формирует состав ректората и руководителей структурных подразделений, определяет полномочия руководящего состава университета; вносит предложения по изменению структуры, созданию научных, учебных и иных подразделений университета; осуществляет контроль за распределением и расходованием финансовых и материальных средств, выделенных инвесторами и спонсорами. Как видно из приведенного перечня функций президента, оговоренных в уставе, они значительно урезаны по сравнению с перечнем, предлагаемым В.Е. Шукшуновым в его концепции управления вузом. Прежде всего следует отметить, что в соответствии с уставом ЮРГТУ президент не является носителем высшей административной власти, а ректор не подчинен президенту и свою деятельность по управлению вузом осуществляет самостоятельно, а решения попечительского совета носят рекомендательный характер.

ПОЛЬЗЫ ДЕЛА ДЛЯ…

Хотя юридически функции президента оказались урезанными, деятельность В.Е. Шукшунова на этом посту приносит ЮРГТУ ощутимую пользу. Ярким примером результатов деятельности В.Е. Шукшунова как президента ЮРГТУ является участие университета в конкурсе на выполнение работ по приоритетному направлению «Развитие инфраструктуры» Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники». В этом конкурсе приняли участие 213 высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, в том числе ЮРГТУ и общество с ограниченной ответственностью «Центр тренажеростроения и подготовки персонала». Учитывая, что руководителем этих двух организаций является В.Е. Шукшунов, сам факт их участия в конкурсе явился подтверждением успешной деятельности В.Е. Шукшунова на обоих руководящих должностях. Если добавить к этому, что обе организации заняли в конкурсе далеко не последние места, то успех в деятельности В.Е. Шукшунова на обоих руководящих постах станет еще более очевидным. Так ЮРГТУ в конкурсе занял 203 из 213, а Центр тренажеростроения – 207 место. Как заметил внимательный читатель, «Центр тренажеростроения» является обществом с ограниченной ответственностью, а В.Е. Шукшунов – единственный учредитель и собственник этой организации. Некоторые злопыхатели могут сказать, что лица, занимающиеся коммерческой деятельностью, не могут совмещать ее с руководством государственным высшим учебным заведением. Но в данном случае такая точка зрения, безусловно, не имеет никаких оснований, поскольку В.Е. Шукшунов, являясь видным деятелем высшей школы, как о нем пишут новочеркасские газеты, занимается коммерческой деятельностью исключительно в интересах возглавляемого им вуза. Так В.Е. Шукшунов отказался от заработной платы президента ЮРГТУ. Эта акция позволяет ему ежемесячно оказывать финансовую помощь родному вузу, что было бы невозможно без его коммерческой деятельности. Результаты его деятельности как президента представляются еще более весомыми, если учесть, что он проживает в г. Москве и по крайней мере два раза в месяц посещает г. Новочеркасск, где ведет активную работу на благо родного вуза.
Конечно, если бы В.Е. Шукшунову удалось юридически закрепить все те функции президента, которые вытекают из его концепции реформы управления ЮРГТУ, то в этом случае результаты его деятельности принесли бы значительно больше пользы родному вузу. В проведенном конкурсе инновационных программ в рамках национального проекта «образование» с бюджетом 10 млрд. руб. победителями признаны 17 вузов, в том числе единственный вуз из Ростовской области – Таганрогский радиотехнический университет. Если бы были расширены функции В.Е. Шукшунова как президента, мы бы, безусловно, в числе 17 победителей конкурса увидели бы ЮРГТУ. К сожалению, в связи с принятием закона о внесении изменений в закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» возможность расширения функций президента резко ограничена, поскольку эти функции теперь жестко прописаны в законе. В этих условиях целесообразней всего для ЮРГТУ выбрать В.Е. Шукшунова ректором университета. Только в этом случае можно будет в полной мере использовать его неиссякаемую энергию и жажду постоянных преобразований на благо ЮРГТУ, тем более, что пока возраст позволяет ему занять эту должность, пусть хотя бы и на два года, но такой человек, как В.Е. Шукшунов, за два года может сделать больше, чем другой за десять лет. Тем более, что он всегда стремился к самостоятельности, к праву принимать окончательные решения. Это стремление ярко проявилось в вопросах, связанных с организацией национального университета на юге России. Министр общего и профессионального образований Ростовской области по этому поводу писал, что В.Е. Шукшунов, первоначально ратовавший за идею создания Национального университета Южного Федерального округа путем «мягкого корпоративного объединения трех крупнейших вузов региона: РГУ, ЮРГТУ и ТГРТУ, узнав, что его вуз лишается юридической и экономической самостоятельности, решительно снял свои предложения». И это было сделано несмотря на то, что в национальном университете в перспективе зарплата профессоров, докторов наук составит 30-50 тысяч рублей. И, очевидно, В.Е. Шукшунов был прав, отказавшись принимать участие в организации национального университета, поскольку сохранение самостоятельности в принятии решений таким руководителем при управлении вузом для ЮРГТУ и его коллектива значительно важней, чем повышение зарплаты.

НЕ ПОДАТЬСЯ БЫ В РЕКТОРЫ?

Рассмотрим основные положения закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В государственном учебном заведении по решению его ученого совета, согласованного с федеральным ведомством, в ведении которого находится данный вуз, может учреждаться должность президента высшего учебного заведения. Кандидатура на должность президента выдвигается соответствующим федеральным ведомством. Самовыдвижение на должность президента невозможно. Избирается президент высшего учебного заведения на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет.
Президент высшего учебного заведения по согласованию с его ректором осуществляет следующие полномочия:
1) участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления высшего учебного заведения;
2) участвует в разработке концепции развития высшего учебного заведения;
3) представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления и другими организациями;
4) участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности высшего учебного заведения.
Следует подчеркнуть, что закон полностью исключает двоевластие в вузе, все свои действия президент должен согласовывать с ректором. В своих пояснениях к принятому закону один из его авторов, председатель комитета по образованию и науке Николай Булаев отмечает: «Ректор ни в коем случае не подчиняется президенту. Ректор главное исполнительное лицо в структуре вуза, он отвечает за его деятельность. Президент сможет участвовать в определении стратегии развития учебного заведения, но двоевластия в вузах не будет». Н. Булаев отмечает, что в сегодняшней ситуации необходимо сохранить жизненный и профессиональный опыт старших коллег – тех, кто по закону, определяющему возрастные ограничения для руководителя вуза, уже не может занимать это место.
Определенное законом взаимодействие ректора и президента видимо объясняется тем, что не в каждом вузе может быть президент такого высокого профессионального уровня, как В.Е. Шукшунов, но у коллектива ЮРГТУ имеется выход из создавшегося положения – рекомендовать его на должность ректора.

От «ЧЛ». Возможно, этот материал интересен не всем нашим читателям. Но поскольку значительную долю их составляют политехники – преподаватели, сотрудники и студенты ЮРГТУ (НПИ), а о правах президента вуза и о нем самом вряд ли решится рассуждать многотиражка «Кадры индустрии», мы позволили себе предоставить газетную полосу под эту статью. В конечном итоге, от того, каким будет НПИ-ЮРГТУ, во многом зависит, каким будет наш город.