Сегодня: 19 апреля 1653, Суббота

Патриот не тот, кто спел больше гимнов,
а тот, кто не стесняется учиться и
применять свои знания в повседневной жизни.

С тех пор, как Россия стала открытой страной, у нас появилась возможность увидеть мир, узнать, как живут другие народы и страны. Магазинами, колбасой, боулингами, клубами и другими развлекательно­бытовыми штуками нашего россиянина уже не удивишь. Отдых за границей для значительной части соотечественников, живущих в крупных столичных городах, стал ежегодным и достаточно банальным событием. Однако есть и другое общение с заграницей, которое пусть и в меньшем объеме, но присутствует в нашей жизни. Культурные, профессиональные обмены, стажировки, конференции и симпозиумы позволяют людям различных культур больше узнать друг о друге, помогают познать мир, увидеть его единство в замечательном многообразии. Ученые, спортсмены, специалисты в различных областях говорят на понятном языке профессионалов. Что может быть интереснее и полезнее, чем возможность пообщаться с “себе подобными”?

ВЕТЕРАН – ОН И В АМЕРИКЕ ВЕТЕРАН
Главные направления нашей стажировки и лежали в плоскости благотворительной деятельности, организации сбора пожертвований, организации работы волонтеров.
Общественные организации в Америке имеют солидный возраст. Большинство из тех, в которых мы были, насчитывают 100 и более лет. Зарегистрировать НКО там легко – в течение 2 дней, заплатив 25 долларов. Отчеты сдаются 1 раз в год в электронном виде. Есть и льготы. Но их дадут после полугода работы, когда организация докажет, что создалась не для обогащения одного человека, а для общего блага. Отчеты всех организаций, в том числе и финансовые, можно найти на сайте секретаря штата.
Какие встречи и организации запомнились больше всего? Например, организация “Старшие братья и сестры”. Смысл ее деятельности прост. Взрослые люди опекают ребят из не очень благополучных семей или тех школьников, которые плохо учатся, пропускают занятия. Задача организации – подобрать детям взрослых братьев и сестер, помочь им находить друг с другом контакт, консультировать и отмечать результаты. Женщины обычно выбирают девочек, мужчины мальчиков. И они просто общаются. Ходят на спортивные матчи, концерты, гуляют и разговаривают. У ребенка появляется взрослый старший друг, который интересуется его жизнью, учебой. Именно друг, а не учитель или “надзиратель”. Идея простая и понятная. У “трудных” детей всегда меньше заботы и внимания. Конечно же, “старший брат” или “старшая сестра” поделятся своим хобби и увлечением, купят какие-то нужные мелочи, просто накормят вкусненьким.
У нашего Красного Креста и американского – очень схожие программы. Это и понятно. Организация создавалась международная, с единой идеологией. Разница – в масштабах (размерах бюджетов, зданий, наличии специализированных автобусов и т.д.).
Очень интересной показалась деятельность экологической организации “Фонд “Природное наследие Айовы”. Смысл ее работы – в сохранении природных уголков, живописных районов штата. Для этого организация выкупает у владельцев земли, представляющие интерес с природоохранной точки зрения, и продает их новым владельцам уже на определенных условиях – сохранение, например, пруда или рощи, редкого вида птиц, находящихся на этом участке земли. Средства для таких выкупов организация собирает в свой фонд у населения, а также использует кредиты. Любую полученную в результате купли-продажи прибыль использует для приобретения очередного “природного наследия”.
О том, как работает организация “Ротари-Клуб” мы узнали на практике, приняв участие в проекте “Отстраивая вместе”. Его смысл — помощь ветеранам в ремонте или строительстве дома. Один день наша группа посвятила покраске дома и уборке территории ветерана вьетнамской войны. Работали мы вместе с другими волонтерами – взрослыми людьми, бизнесменами, преподавателями и студентами университета, которые, являясь членами Клуба, помогают нуждающимся. Они могли бы потратить свое свободное время на развлечения и отдых, но быть волонтером в Америке не стыдно, и не смешно, а наоборот – престижно и поощряемо обществом. Нам довелось присутствовать на бале волонтеров в театре, где 400 человек получали грамоты и награды. Самым трогательным было то, что среди взрослых людей, грамоты получали 6-7 летние дети, которые помогали продавать конфеты на благотворительной акции. Это были хорошие уроки публичного признания благотворительности.
РАСТИ ЕЛОЧКА БОЛЬШАЯ­ПРЕБОЛЬШАЯ
Жили в семьях. И без переводчиков. В выигрыше были те, у кого неплохое знание английского, остальные использовали словари, рисунки, применяли язык жестов, пантомимы, — одним словом демонстрировали потрясающие способности невербального общения. В начале – плакали и испытывали стрессы, в конце месяца со своими приемными семьями подружились так, что расставались, как близкие родственники.
Меня вместе с моей тезкой Ириной из Пятигорска “удочерили” сразу 2 семьи. Половину срока – в одной, половину – в другой.
Первой “приемной маме” Шерри – 83 года. Ее активности, бодрости, оптимизму, умению общаться с компьютером и водить машину можно позавидовать. Она – волонтер, активистка партии демократов, член женской организации. Шерри выращивает смородину и цветы в своем саду, посещает французский клуб, т.к по профессии — учитель французского. Это про таких говорят, что старость их дома не застанет. Я поняла, что Шерри – не уникальное явление для Америки после посещения ее 90-летней подруги Коры, которая оказалась не менее активной, увлекающейся путешествиями, гостеприимной женщиной.
С семьей Джерри и Маршала мы жарили барбекю, принимали гостей, ходили в спортзал и на концерты, играли на фортепьяно. Наш не очень хороший английский создавал массу смешных ситуаций, например, когда я объясняла гостям, что сын Ирины не унаследовал музыкальных способностей, ему “медведь на ухо наступил”. У гостей был ужас в глазах, они сочувственно кивали головами. А что, вполне реальная картина, ведь большинство американцев считают, что в России много снега и медведи ходят по улицам.
На прощанье мы подарили Джерри и Маршалу калифорнийскую голубую елочку, которую они назвали “Ириной”. Сажали дерево дружбы вместе. Говорят, вырастают такие до 14 метров. Расти “Ирина”, когда-нибудь приедем проведать.
Думаю, что нам тоже удалось рассказать о России. Русская вечеринка с борщом, блинами и русскими песнями запомнилась всем нашим принимающим семьям.
Помимо нескольких лишних килограммов (как части американской национальной культуры) мы привезли с собой представление о том, чем дышат общественные организации Америки. Конечно, они живут в другом “контексте” и многие социальные технологии, которые мы увидели, для нас не приемлемы. Пока. Слишком уж молод еще наш некоммерческий сектор (средний возраст наших организаций – 10 лет). Мы увидели и много похожего в нашей деятельности. Потому что у понятий “милосердие”, “благо”, “добро” нет национальной принадлежности.
Как посеять “бациллу” добра? Можно, конечно, издать постановление правительства о всеобщем поголовном “омилосердивании” и “благотворении” населения России (это будет очень по-нашему). Только вряд ли приживется. Эти “гены добра” есть в каждом человеке. Может, просто не надо их сдерживать?
row['name']