Сегодня:

В своё время мне не раз приходилось бывать в студенческих общежитиях. Там жили мои друзья и знакомые, друзья моих друзей. В «общагах» всегда было весело, но бытовые условия там были, мягко говоря, не очень, и как там можно было не только жить, но ещё и учиться, для меня всегда оставалось загадкой. Но, как говорится, жизнь идёт, и, после «экскурсии» по студенческому городку ЮРГТУ (НПИ), я убедился в том, что мои представления об общежитии безнадёжно устарели. Студенты, конечно, остались весёлым народом, и на приключения их по­прежнему тянет, но вот условия, в которых они живут, претерпели большие изменения. К счастью, в лучшую сторону.

Со студгородком, его жизнью и проблемами меня знакомил заместитель проректора ЮРГТУ(НПИ) по социально-хозяйственной деятельности Алексей Калиткин. В начале нашего разговора, Алексей Викторович поведал мне, что вуз располагает десятью общежитиями. Они разные по времени строительства, по составу жильцов, по проблемам, требующим срочного решения.
— Руководство университета в курсе всех социально-бытовых проблем каждого общежития, — сказал Алексей Викторович, — где-то надо отремонтировать фасад, где-то — кровлю, где-то требуется ремонт душевой, где-то, как, например, в «семёрке», пришлось даже заказывать специальный проект на укрепление угла здания. Все безотлагательные вопросы оперативно решаются на уровне проректора вуза по социально-хозяйственной деятельности Анатолия Борисовича Грузинова. Он, как человек, имеющий большой опыт в вопросах коммунального хозяйства, быстро вникает в суть проблемы, и находит пути для её решения.
Все общежития ЮРГТУ объединены в студгородок, которым руководит дирекция. Студгородок даёт кров трём с половиной тысячам студентов. Большая часть их — бюджетники, но есть и те, кто обучается на полноплатной основе, а, кроме того — иностранцы: китайцы, иранцы, ливанцы, вьетнамцы, марокканцы.

— По договору мы не должны создавать какие-то особые условия для иностранных студентов, — пояснила директор студгородка Елена Чешуина, — но мы всё же идём навстречу их пожеланиям. Например, китайцев не устраивает общежитие с электрическими плитами, они предпочитают готовить на газе, поэтому они переселились у нас в «девятку». Кстати, о газе. В нескольких общежитиях мы установили газовые счётчики и получили за счёт этого немалую экономию средств. Она позволила даже несколько снизить стоимость проживания для студентов.
Вместе с Алексеем Викторовичем, Еленой Алексеевной и её заместителем, мы побывали в нескольких общежитиях студгородка. Начали с самого нового, «двенадцатого». Эта девятиэтажка стоит на пересечении улиц Троицкой и Михайловской.
Первая неожиданность — чистота и порядок. Вахтёр не только на входе, но и на каждом этаже есть пост дежурного. Второй этаж отведён для гостей университета. Там оборудованы комнаты для приезжих, очень уютные и опрятные.

— Третий и четвёртый этаж мы ремонтировали три года назад, — поясняет Елена Алексеевна, когда мы поднимаемся выше, — как видите, всё в порядке.
«Двенадцатое» имеет блочную систему. Блок, это несколько комнат, душевая и туалет. Пятый и шестой этажи ремонтировали в прошлом году, там порядка ещё больше: новые красивые двери, сверкающая плитка в санузлах. На «общагу» всё это никак не похоже. На седьмом и восьмом этажах ремонтные работы были в разгаре. Сейчас, когда этот номер газеты вышел из печати, в комнатах, которые мы видели пустыми, уже справляют новоселье их новые жильцы. Здесь заменили всё — обои, линолеум, радиаторы отопления, светильники, мебель, в санузлах — смесители, плитку, душевые поддоны.

— Я просила, — говорит Елена Алексеевна, — чтобы обои в комнатах были разными. Пусть это будет похоже на дом, а не на что-то казённое.
«Двенадцатое» — общежитие повышенной комфортности. Стоимость проживания в нём раза в три выше, чем в рядовом общежитии, но желающих жить именно здесь намного больше, чем имеется мест. Кстати, средняя плата за общежитие для студента-бюджетника меньше 300 рублей в месяц, реальная себестоимость — значительно выше. Разница покрывается из бюджета.
Из «двенадцатого» идём в «шестёрку». По дороге, под впечатлением от увиденного, от неожиданного уюта, комфорта и чистоты, спрашиваю, бывают ли случаи, когда студенты что-то портят, ломают?

— У нас с проживающими подписывается двухсторонний договор, — объясняет директор студгородка, — в нём прописаны обязательства, которые берут на себя вуз и жилец общежития. Если жильцом обязательства нарушаются, то это может стать поводом для его выселения. На каждом этаже у нас есть дежурные, уборщицы, контроль за порядком постоянный. Если что-то случается, то на территории студгородка имеется и пункт службы безопасности. В каждом общежитии есть тревожная кнопка. Сотрудники службы безопасности могут вызвать наряд милиции, составить протокол, сообщить о нарушителях порядка в деканат. Да и я как директор студгородка имею право подавать проект приказа на выселение из общежития за грубые и неоднократные нарушения порядка. С другой стороны, у нас для студентов обязательна регистрация в паспортном столе. А когда ребята живут на частных квартирах, то хозяева, как правило, на это не идут. Регистрация даёт иногородним студентам больше прав и возможностей.
В «шестёрке» живут в основном химики. Это «классическое» общежитие коридорного типа.

— Я работаю в студгородке десять лет, и только в последние три года жильцы комнат стали оставлять в коридорах у дверей своих комнат обувь, — обращает наше внимание Елена Алексеевна на разномастные тапочки у дверей комнат, — это тоже показатель того, что к своему жилью ребята относятся с уважением.

— А можно посмотреть какую — нибудь комнату?
Елена Алексеевна стучит в первую попавшуюся дверь.
Открывают девушка и парень. Извиняемся, и просим позволения
войти.
Света и Саша Осиповы — молодожёны. Поженились совсем недавно. Эта комната в общежитии стала первым жильём для их новой семьи. Сами делали ремонт, клеили обои, потолочную плитку. Комната разделена занавеской пополам. Первая половина — «столовая-кухня-прихожая», вторая — «гостиная-кабинет-спальня». На полу — ковровое покрытие. В гостиной — мягкая мебель, компьютерный стол. Не очень просторно, но очень уютно.

— А всем семейным студентам дают общежитие?
— Нет, только тем, кто хорошо учится, — отвечают Света и Саша.
Дверь соседней комнаты открыла девушка. Настя Лемешко прежде жила на квартире с хозяйкой. Платила 1600 рублей в месяц, плюс «коммуналка». Общежитие обходится ей дешевле в четыре-пять раз. Как говорится, «почувствуйте разницу». Помимо Насти в комнате живут ещё три её подруги. Комната тоже очень опрятная и уютная.
— Сегодня грязные комнаты стали редкостью, — поясняет Елена Алексеевна, — ребята сами стараются поддерживать порядок.
Замечаю датчики на стенах и потолке.
— Пожарной сигнализацией и системой оповещения у нас оборудовано каждое общежитие. Кроме того, в студгородке создана локальная компьютерная сеть, пользователи которой могут обмениваться разной информацией, я и сама ей пользуюсь, — улыбается Елена Алексеевна.
Заходим в общежитие №7. Это близнец «шестёрки».
— Здесь мы капитально отремонтировали душевую, укрепили стены, фундамент, перекрытия, — поясняет Алексей Викторович, — планируем в самое ближайшее время открыть в этом общежитии спортивный зал. На первом этаже есть большая комната, там наш спорткомплекс поставит тренажёры, а желающих заниматься — очень много.
Пока идем в «десятку», интересуюсь, как пережили прошлую суровую зиму.
— Зима прошла спокойно, — говорит Алексей Викторович, — порывов систем отопления не было. К зиме готовились серьёзно, и это себя полностью оправдало. В этом году подготовка к отопительному сезону тоже идет по плану.
В холле общежития №10 стоит несколько колясок и трехколесных детских велосипедов.
По словам моих «экскурсоводов», в последние годы в студенческих общежитиях появляется все больше детишек, это тоже показатель хороших условий, созданных в общежитиях для студентов.
В «десятке», помимо обязательного для всех общежитий косметического ремонта, выполнена гидроизоляция цоколя, установлена тревожная кнопка, смонтирована система кабельного телевидения.
Я замечаю, что на территории студгородка скошена трава. Мне объясняют, что для этого куплена косилка, а пользуются ей рабочие специальной ремонтной бригады. В их компетенцию входит и разный мелкий ремонт — замки, двери, окна, стекла и прочее.
Что касается территории, то, по словам Алексея Калиткина, разрабатывается даже специальный дизайн-проект благоустройства студгородка, в нём учтено асфальтирование, бордюры, и восстановление спортплощадки.
Заходим в восьмое общежитие. Здесь установлен узел учета газа, заменён участок газопровода, отремонтирован душ, заменены трубы канализации в подвале, установлена тревожная кнопка. «Восьмёрка» знаменита тем, что в прошлом году она была признана победителем в ежегодном конкурсе среди общежитий ЮРГТУ. А ещё здесь есть филиал университетского читального зала. На полках в основном учебная литература, и, по словам библиотекаря, в пору подготовки к сессии, желающих позаниматься здесь, очень много.

— Конечно, проблем хватает. Самая большая проблема это состояние общежитий № 1 и 2. Здесь требуется проведение капитального ремонта как самих зданий, так и инженерных коммуникаций — говорит Алексей Калиткин, — а денег, как всегда, на всё не хватает, но, как вы смогли убедиться, в этом направлении делается много. Мы в обязательном порядке готовимся к началу учебного года. Косметические ремонты у нас проведены во всех общежитиях, везде ремонтируется сантехника, освещение в местах общего пользования. У нас регулярно проводятся встречи с представителями жилищно-бытовой комиссии профкома. Там обсуждаются все насущные вопросы, которые требуют срочного решения.
Мы побывали лишь в пяти из десяти общежитий студгородка ЮРГТУ, но общее впечатление уже сложилось. Заметны усилия сотрудников по поддержанию своего хозяйства в порядке. Уборщицы усердно мыли полы, дежурные были на своих местах. Алексей Викторович вспомнил, как два года назад, приступая к работе, он обошёл все общежития, и, заметив кое-где непорядок, пригласил заведующих на собрание. Там с ними состоялся серьёзный разговор. Было дано время на устранение недостатков. Сотрудники, которые не справлялись с работой, ушли. Оставшиеся, поняли, что отныне будет строгий контроль, и пересмотрели своё отношении к работе. Именно поэтому мы не увидели обычного в прошлом для общежитий беспорядка. Отношение сотрудников дисциплинирует и студентов. «Большой студенческий дом» уже нельзя назвать общагой.