Сегодня:

СМИшные истории

На семинаре Фонда защиты гласности (ФЗГ), прошедшем в Сочи 15-16 сентября, не искали истину. Истинная «дружба» прессы и власти всем известна. На семинаре говорили о возможности (?!) их взаимодействия в информационном пространстве.
Профессор Кубанского университета А.В. Осташевский рассказал притчу. О петухе, который ночевал на конюшне. Петух был, понятно, маленький (хоть и крикливый!), лошади большие, и когда они начали топтаться, гость, увернувшись из-под копыт, завопил: «Джентльмены, давайте стоять спокойно, а то мы друг друга перетопчем!» Вряд ли петух, олицетворяющий собой здесь прессу, мог реально угрожать лошади, а вот власть – о четырех копытах – вполне могла сделать из него цыпленка-тапака.
Что есть власть и что есть пресса? Об это говорили участники семинара, представляющие обе стороны барьера. Профессор кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву В.Н. Монахов заявил, что СМИ – это лекарство для власти, чтобы она не зазнавалась. Ведь всякая власть развращает, а абсолютная – абсолютно.
В дискуссиях не забыли о главном – об обществе, для которого, точнее – на которое (казалось бы) должны работать и чиновники, и журналисты. Между тем, ближе всего к обществу стоят СМИ, а власть далека как от прессы, так и от народа. Чтобы информация от власти через СМИ дошла до читателей, она должна миновать множество ступенек: пресс-службы, департаменты; соблюсти рамки законодательства («непонятное через неизвестное» — как назвал его президент ФЗГ А.К. Симонов); благополучно разминуться с прокуратурой, милицией и т.п. Но даже если весь этот путь успешно пройдет, журналист, как правило, сам перестрахуется: написать – напишу, но как бы чего не вышло? По принципу, описанному великим А.С. Грибоедовым: «Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Ведь «Марья Алексеевна» вполне может оказаться «экономической составляющей», без которой нашкодившее издание просто не выйдет. Как сказал тот же А.К. Симонов: «По причине неуспешности альтернативного взгляда на событие».
Надо признать, тема вышеупомянутой «княгини» была для семинаристов-журналистов далеко не последней. Газеты, получающие дотации из бюджета, по определению А.В. Осташевского, «не в состоянии вырваться из круга финансовой поддержки». Вот почему, к примеру, все они, кубанские – от маленьких до больших – были обязаны повторить на первой полосе интервью с губернатором Краснодарского края А.Н. Ткачевым, опубликованном ранее в «Кубанских новостях» — в том же безграмотном виде, что в главной краевой газете.
Чтобы быть свободным, независимым, нужно в буквальном смысле не зависеть от власти, дающей кусок бюджетного пирога. И журналисты предложили идею просто фантастическую: взять газетам да и добровольно (!!!) отказаться от денежных вливаний власти. Правда, тут же нашлись реалисты: газеты не выживут! Представители Росохранкультуры указали путь: отдать им в собственность помещения и типографии. Вмешались юристы: здания и печатные станки в большинстве своем давно выкуплены, типографии существуют в форме ООО…
Нельзя корить во всех грехах власть. Журналистам тоже не мешает посмотреть на самих себя. А.К. Симонов предложил такую модель. Власть – это сменная команда в капитанской рубке корабля. Пресса – служба килевого блока, обеспечивающая устойчивость общества и сопротивляемость к инициативам рубки. Все, вроде, расставлены по местам, но … пресса очень хочет залезть в рубку и слегка порулить! В основном этот подход свойственен молодым журналистам нашего времени, а журфаки вузов учат сейчас журналистов и пиарщиков, не разделяя их по сути. То есть молодых людей учат пиару, прикрываясь журналистикой. Между тем, в последней главное – ПРАВДА. Пиар – это иное…
Журналистика-соучастие – назвал одну из разновидностей нашей профессии директор института коммуникативистики И.М. Дзялошинский. Это – социальная журналистика, журналистика-собес, которая готова помочь людям решить их проблемы. И она сейчас уходит, становясь лишь «одной из разновидностей», а другие разновидности – порой просто беспардонность за деньги. «СМИ: уходящая натура?» — назвал свою последнюю книгу В.Н. Монахов. Потеряно чувство ответственности журналистов перед обществом.
Какие лекарства есть от этого? На семинаре их обозначили много. Среди них – вернуть журналистике ее изначальные функции. И не только журналистам следует знать, для чего и во имя чего существует их профессия. Власть тоже нужно учить работать с прессой – и не себе в угоду, а на пользу обществу. «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве», — говорил великой К.С. Станиславский. Говорил о театре. Но слова Константина Сергеевича можно употребить по другому поводу. Власть любит себя во власти и в СМИ. Не случайно исследования Фонда защиты гласности, проведенные в 5-ти городах России, установили: 70-80% телепрограмм местных студий посвящены власти – какая она хорошая.
О власти на семинаре говорили больше, чем о прессе. Наверное, потому, что положение с ней действительно серьезное. «Нынешняя власть разрушает гражданское обществе», — поставил диагноз Алексей Симонов. Так нужно ли, можно взаимодействовать с ней прессе? Каковы особенности их взаимоотношений? Как формировать информационную политику регионов с участием органов власти, местного самоуправления, СМИ?
Взаимодействовать все-таки решили: а куда денешься? Строим, вроде, демократическое общество, а свобода слова – основа его основ. И на большом листе бумаги набросали рекомендации: как дружить, как работать, что менять, что возрождать. Когда придет «пора прекрасная» подлинной свободы слова, не знает никто. Поэтому черепаха – символ Фонда защиты гласности — более чем убедительна. «Гласность – это черепаха, ползущая к свободе слова» — девиз фонда. Начнем хотя бы ползти – с одного старта с властью. Хорошо бы: в одну сторону.
… Ответственный работник Росохранкультуры ЮФО рассказал на семинаре, как к ним неоднократно приезжал Большой Зам Большого Должностного Лица из Новочеркасска. Два этих бывших офицера просили об одном: «Закройте эту газету!», имея в виду «Частную лавочку». «Как мы это сделаем?» — разводили руками охранкультуровцы. На этой оптимистической ноте мы закончим рассказ о взаимоотношениях прессы и власти.