Сегодня: 18 апреля 8213, Воскресенье

Цена слова

Тихий и незаметный праздник прошел 8 сентября — Всемирный день грамотности. Он появился по решению Организации Объединенных Наций 34 года назад. Увы, и за прошедшие десятилетия неграмотность победить не удалось. Сегодня каждый четвертый житель планеты не умеет читать и писать – всего четыре миллиарда человек.
Впрочем, уметь читать и писать – еще не значит быть грамотным. Так, экзамены по русскому языку для школьников России – самое страшное испытание. В прошлом году ЕГЭ по этому предмету (родной язык назвать «предметом» даже стыдно!) на двойку написали 7% наших школяров.
Между тем, за неграмотность можно поплатиться и … расплатиться. При этом цена слова бывает ох, как высока!
Все знают пословицу: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Вот у Филиппа Киркорова как-то в Ростове-на-Дону вылетело …! Ну, это все помнят. Есть интересные примеры и в Новочеркасске.
Автору этих строк как специалисту в области филологии пришлось делать заключение по запросу Службы судебных приставов. Приставы не только исполняют решения суда, взыскивая долги с должников и беглых алиментщиков, но и следят за обеспечением порядка в судебных заседаниях. А если кто ругается в суде – это уже непорядок.
Недавно, обвиняемый Ж. обозвал потерпевшего П. словами на буквы «г», «п» и просто «шакал». Вряд ли он думал при этом, что в результате получит обвинение еще в одном преступлении – оскорблении. Между тем, слова, употребленные Ж., относятся к оскорбительной лексике. Т.е. унижают честь и достоинства другого лица, дав оценку его личности в неприличной форме.
Неприличная форма – это, прежде всего, непристойность, т.е. когда человек адресует в адрес другого слова и выражения, связанные с половыми органами, выделениями организма и прочие, оскорбляющие общественную нравственность. И, конечно же, это нецензурные выражения, которые мы с вами часто читаем на заборах, а некоторые даже сами их пишут.
Смешно сказать, но чтобы сделать филологическое заключение по поводу лексики обвиняемого Ж., мне пришлось изучить, что такое … половые извращения! Зато теперь я со всей ответственностью могу утверждать, что действительно вышеозначенный Ж. господина П. оскорбил. Оскорбил он его и словом «шакал», потому что это так называемая зоосемантическая метафора, отсылающая к названию животного и подчеркивающая отрицательные свойства человека. Шакал воспринимается как животное трусливое, подлое, злобное, прячущееся за спиной настоящего храброго хищника, нечистоплотное, поедающее падаль и т.д.
В другом судебном заседании другой обвиняемый разошелся еще более. И досталось уже судье с прокурором. О них двоих подсудимый А. заявил, что они сидят и выглядят в судебном заседании, как клоуны.
Казалось бы, чего тут такого? Ан, нет! Выражение содержит нейтральную номинацию лица по его профессии, роду занятий (клоун), которая в переносном значении приобретают резко негативную оценку. Специалисты считают такие выражения оскорбительными, а значит – состав преступления, предусмотренный ст. 130 Уголовного кодекса, налицо.
Надо сказать, что от разошедшегося А. прокурору досталось больше, чем судье. «Прокурорша – сука и стерва!» — возопил подсудимый, чем окончательно подписал себе еще один приговор. «Сука» относится к оскорбительной лексике на основании тех же критериев, что и знакомый нам «шакал», а вот со «стервой» куда интереснее! Слово «стерва», безусловно, оскорбительно для человека, т.к. по смыслу значит: труп околевшего животного, скота; падаль, мертвечина, дохлятина, дохлая скотина.
— Я не знал, — сказал мне судебный пристав, когда я сдавала ему заключение.
Похоже, не знал об этом и подсудимый А.!
Словом, русский язык надо учить. И не только «ЖИ, ШИ пишутся с буквой И». Иногда надо задумываться над смыслом слов. А то можно стать уголовником со штрафом до 80 тысяч рублей. Или заплатить по гражданскому иску компенсацию морального вреда тому, в чей адрес вы себе «позволили».
Недавно вот Владимир Вольфович Жириновский в очередной раз «позволил»: рубанул правду-матку о главе Белгородской области Евгении Савченко. В октябре 2005 года на Железнодорожном вокзале Белгорода и в эфире телекомпании «Мир Белогорья» он назвал местного мэра «бандитом, который должен сидеть в тюрьме», «лидером организованной преступной группы» и «мерзавцем». Савченко думал о себе много лучше и обратился в суд. 10 апреля Свердловский райсуд признал распространенные Жириновским сведения не соответствующими действительности, унижающими честь, достоинство и деловую репутацию истца и постановил взыскать с ответчика в пользу белгородского мэра … 80 миллионов рублей! Лидер ЛДПР это решение обжаловал, но областной суд лишь снизил сумму компенсации морального вреда до … 500 тысяч!
Такая вот цена слова…
Так что учите русский язык! Вам же дешевле будет!