Сегодня:

Почему дети обычно такие умные, а родители, как правило, нет? Как видно, потому, что дети ходят в школу. (Александр Дюма­-сын)
Пора выпускных, а потом и вступительных экзаменов (читай — испытание водой, огнем и каленым железом), которая началась после последних звонков, давно закончилась. Пришло время абитуриентам превращаться в студентов, хотя в такое быстрое превращение, наверное, и им самим не очень-то верится. Но уже пришло еще более страшное время — время студенчества. И тут вы, уважаемые взрослые, отправите своих повзрослевших чад в институты и университеты. В одночасье ваш ребенок, доселе зашуганный абитуриент, превратится в существо качественно иного порядка — СТУДЕНТА. Это, конечно, замечательно. Вы можете гордиться своим отпрыском, всем знакомым без конца рассказывать сказку о счастливом его попадании в вуз и думать, что вот теперь-то сын или дочь станет действительно взрослым человеком, способным отвечать за свои поступки.
Не хотелось бы вас разочаровывать, но суровая реальность институтской жизни далека от ваших мечтаний о ней же, как балерина Большого театра от коровника. Правда в том, что на начинающего студента сваливается столько соблазнов, что он порой, не устояв перед ними, идет в полный разнос, доставляя своим родителям массу проблем. В связи с этим мне хотелось бы несколько подготовить старшее поколение к проделкам молодежи, рассказав мамам и папам, что есть студенческая жизнь на самом деле (и потом не говорите, что вас не предупреждали!).
Если подросток попал на вузовскую скамью прямо со школьной, с ним может сыграть злую шутку чрезмерный избыток самостоятельности, которую получает студент. Это в родной школе добросердечная классная руководительница носилась за своими учениками по этажам, уговаривая их посетить-таки тот или иной урок, написать сочинение или сдать наконец нормативы по физкультуре. Привыкший к такой опеке тинейджер может быть неприятно (но в большинстве случаев — приятно) удивлен вполне равнодушному отношению к своей персоне со стороны преподавательского состава вуза. Никаких заботливых классных мамочек здесь нет, и узнавать время зачетов и экзаменов, искать воистину неуловимых преподов в период сессии придется им самим. А поскольку делать это ой как не хочется, то очень часто экзамены и зачеты либо сдаются далеко не с первой попытки, либо не сдаются вообще. Короче говоря, испытание свободой — великая вещь, и у вас, родители, есть превосходная возможность проверить своего ребенка на наличие у него чувства ответственности. Однако, если опытным путем вы пришли к выводу, что это чувство ему незнакомо, все же не стоит контролировать каждый его шаг — это приведет лишь к обратному эффекту. А вот своим личным примером вы можете продемонстрировать всю важность и полезность обязательности.
А еще на шее каждого студента, особенно на младших курсах, висит угроза отчисления. Теоретически возможно быть изгнанным за прогулы, за пьянство в общежитии, за академическую неуспеваемость, но наиболее традиционный путь – отчисление после троекратной несдачи экзамена по одному предмету. Но, честно говоря, впоследствии все отчисленные, как современный аналог птицы Феникс, вновь возвращаются в родные пенаты. А все это потому, что студент, перед которым замаячила реальная угроза отчисления, становится исключительно изобретателен в своем стремлении избежать этой малоприятной участи. В ход идут все известные и неизвестные доселе способы: попытка сдать экзамен с другой группой, липовые справки о липовой болезни, скоропостижный уход в академический отпуск, взятки, голодовки и пр. И ведь срабатывает! Кстати, нередко именно родители играют не последнюю роль в этой пьесе под названием “Жизнь”, говоря своей ленивой или не очень умной кровиночке: «Не волнуйся, дитятко. Твой папочка, конечно же, защитит тебя от злых и бесчувственных преподавателей». Далее следует перечень не особо честных способов этой самой защиты. И так чрезмерно и не по делу заботливые родители воспитывают моральных и умственных уродцев, Богом которых становятся деньги или связи. Задумайтесь, прежде чем сделать нечто подобное.
Теперь непосредственно о том, как обычно учатся взрослые дети. Примером неразумного подхода к обучению могут служить так называемые “ботаники”. Да, это те самые существа, которые все время сидят, как сфинксы, на первых рядах, смотря буквально в рот преподу и записывая за ним каждое слово. Они вселяют в остальных уверенность в стабильности мироздания, потому что, когда бы вы ни пришли на лекцию (через неделю, месяц или полгода), они всегда остаются на своих местах. Их способ учебы просто непостижим – они каждый день «делают уроки»! К зачетам и экзаменам они начинают готовиться задолго до начала сессии, причем конспекты при этом заучивают чуть ли не наизусть. Уважаемые родители, запомните, это не есть пример для подражания. Таким студентам живется нелегко по двум причинам. Во-первых, их однокурсники относятся к ним, как правило, не очень хорошо, в силу абсолютной завернутости таких экземпляров на учебе. А ведь опыт, полученный при общении со сверстниками, не менее, а, быть может, и более важен, чем та теория, которую студенты постигают на занятиях. Во-вторых, медициной доказано, что постоянная концентрация внимания на одном объекте (в данном случае – учебе) чревата возникновением некоторых психических заболеваний.
Есть и другая категория учащихся, прямо противоположная ботаникам. Этих людей вы сможете увидеть в вузе дважды в год – когда идет сессия. Экзамены они сдают совершенно виртуозно, умудряясь порой получить положительную оценку, прочитав предварительно 2 вопроса из 100. Но и это не повод для гордости.
Большинство же студентов во время учебы выбирают «золотую середину».
Вопрос о том, как часто следует осчастливливать сие учебное заведение, является первоочередным. Разумеется, преподаватели всегда извращаются, заявляя, что у них обязательное посещение всех занятий, в том числе лекций и физкультуры. Некоторые пугают даже отчислением за энное количество прогулов (студенты при этом весело считают собственные прогулы, пока не собьются, и подавляющее большинство из них при этом вполне успешно оканчивает вуз).
Правда жизни в том, что никакая сила не может заставить студента ходить на лекции, если они неинтересны и/или бесполезны. Полезность лекции определяется с помощью старших товарищей, личных ощущений и требований преподавателя (бывают и такие вредоносные экземпляры, которые со всей серьезностью заявляют на первом же занятии: «Кто не ходит на мои лекции, мой экзамен не сдаст!»). Многие студенты, которых под страхом смерти заставляют сидеть на лекциях, используют это время с пользой для себя, любимого: читают, слушают плейер, спят, разговаривают с ближним и пр. Семинары же, как правило, все-таки посещают, так как их пропуск обычно грозит последующей отработкой (наедине с преподавателем) или дополнительным вопросом на экзамене.
Вот и все. Конечно, есть еще сессия и другие «радости» студенческой жизни, но обо всем ведь не расскажешь. И в конце концов, вы сами прошли через это и дальнейший ликбез проведете своему ребенку сами. Главное, всегда отдавайте себе отчет в том, что ваш ребенок – самостоятельная личность. И в процессе познания он будет совершать ошибки, приобретая таким образом наиценнейший багаж – жизненный опыт, который необходим каждому человеку, чтобы раскрасить свою жизнь разными красками. Не мешайте ему делать это.

Среднестатистический студент это Змей Горыныч наоборот ­ голова одна, а хвостов три.

Рыба с головы гниет, а студент ­ с хвоста

Абитуриент – зародыш студента

Если студент не хочет учиться, значит плохо работает военкомат.