Сегодня:

Человек – единственный парадокс мироздания, о котором есть смысл говорить.
Парадоксом называют мнение, расходящееся с традиционным суждением, всего лишь только на первый взгляд противоречащее здравому смыслу. Сие понятие относится и к человеческой мысли, и к явлениям окружающих нас миров. Человеческие поступки, не совпадающие с общепринятой логикой поведения, тоже могут быть вполне сочтены парадоксальными. На самом деле они, преследуя четкие и не бессмысленные цели, тем самым отличаются от глупых и нелепых выходок. “Помни, что ты всего лишь только человек!” – писали римляне на табличке, которую несли за полководцем-триумфатором, возвращавшимся с победой, дабы предостеречь героев от превращения в тирана.
“А я всего лишь только гений! – заметил Оскар Уайльд, писатель и эстет, экстравагантнейшая личность, с кем, прежде всего, хотел бы встретиться на том свете Уинстон Черчилль. Прозвучавшее “всего лишь только…” указывает на главный принцип действия настоящего проницательного парадокса, побуждающего взглянуть на бытие с обратной, зазеркальной стороны..
…Парадоксы, парадоксы. “Пиррова победа” (высокие замыслы, но несоразмерные цена и полученная польза), “Будь правым на неправедном пути” (совет Омара Хайяма), “Весь мир насилья мы разрушим” (программная заявка коммунистического “Интернационала”), — вот уж действительно: от великого до смешного! …Парадоксы, парадоксы.
Один и тот же факт, поступок разными людьми скорей всего будет воспринят неодинаково. Что одному человеку покажется собранностью и аккуратностью, другой назовёт занудством и педантизмом.
Мечтательность может предстать леностью, бережливость — скаредностью.
К примеру, есть древнее римское изречение: “Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку” .
Конечно, это можно называть моралью двойных стандартов. Но это — реальность. Тут имеет смысл спорить о допустимости контрастов, о необходимости поиска общих критериев. Даже когда мы читаем одни и те же книги, персонажи у нас — разные. Сказочный Колобок кому-то видится независимым, кому-то — беспечным, кому-то — неблагодарным.
Парадоксы, парадоксы…
“Добро” и “зло” (хотя бы тем, что друг без друга они теряют всякий смысл: “Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?” — саркастически вопрошал Булгаковский Воланд;
“гуманизм” (скажем, тюремный врач должен оказать помощь даже осуждённому на смертную казнь)”;
“насилие” (одного меч убивает, другого — спасает);
“помощь” (как быть, если помощи от нас ждёт, например, злоумышленник ?);
“терпимость” (допустимо ли проявлять терпимость по отношению к нетерпимости?);
“эгоизм” (согласно одному глубокомысленному определению, эгоист — это человек, который о себе заботится больше, чем обо мне). Впрочем, попытаюсь свои рассуждения о парадоксах вывести на финишную прямую.
Хотелось бы думать, что в нашей воле сделать так, чтобы одна из отличительных черт человека — способность находить и осмысливать парадоксы — использовалась нами как можно более конструктивно, для углублённого понимания жизни, для того, чтобы отыскать в ней нечто подлинное.