Сегодня:
“Груша” — это знаменитый на всю страну фестиваль авторской песни. В этом году Грушинский фестиваль был проведён уже в 33-й раз. А “наши” — это новочеркасские авторы и исполнители Елена Турцева и Дмитрий Ефимчук, побывавшие там.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Фестиваль назван в честь студента куйбышевского авиационного института Валерия Грушина, который погиб в начале семидесятых, спасая людей, на сибирской реке Уде. По своим масштабам это, наверное, один из самых крупных в мире фестивалей. Число его гостей в разные годы достигало до 250 тысяч. Целый палаточный город возникает в Самарской области на Мастрюковских озерах, рядом с Волгой. В этом году фестиваль проводился с 29 июня по 3 июля и, только по официальным данным, собрал более 80 тысяч любителей авторской песни. Одновременно, сразу в десятках мест палаточного города шли конкурсные прослушивания, концерты, дискуссии, мастер-классы, соревнования, встречи. Официальные, заявленные в программу, и неофициальные, спонтанные. В рамках “Грушинского фестиваля — 2006” состоялось 400 (!) концертов и множество спортивных соревнований. Только в футбольном турнире приняли участие 64 команды. Конкурсные комиссии прослушали 300 взрослых авторов-исполнителей и 350 — юных. В число лауреатов прошли единицы, но любой, из побывавших на “Груше”, не покинул её просто так. Фестиваль — возможность встретить единомышленников, проверить свой уровень, показать себя и своё творчество людям, получить оценку. Кульминация Грушинского фестиваля — это заключительный ночной концерт на озере, где сцена в виде гитары, а зрительный зал — склон холма под звёздным небом.

“КАЖДЫЙ ПИШЕТ ­ КАК ОН СЛЫШИТ”…

Родители Елены — актёры, бабушка — преподаватель саратовской консерватории. Пела Елена всегда, сколько себя помнит, и стихи сочиняла тоже с детства. Потом однажды стихи “совместились” с мелодиями. Начала выступать, участвовать в фестивалях. Два года назад записала первый диск “Мой Робинзон”, потом — второй. Когда ехала на “Грушу”, был готов материал для третьего альбома.
— Если раньше пела для себя, для друзей, то сейчас стараюсь, чтобы мои песни услышали как можно больше людей, — говорит Елена, — после фестиваля, где я раздарила много своих дисков, мне идут и идут сообщения от слушателей, которые благодарят меня за мои песни. Это, конечно, очень приятно. “Груша” дала мне возможность многое пересмотреть в своём творчестве.
Если Елена работает в жанре “классической” бардовской песни, то Дмитрий — приверженец альтернативной музыки. Кроме того, он ещё и руководитель общественной организации “Антинарко”. За год со своими единомышленниками он дал 58 концертов.
— После фестиваля я понял, что нужно много работать, — признаётся Дмитрий, — я считал, что раз меня здесь принимают хорошо, то и там я пройду легко. А оказалось, что людей, которые хорошо поют, пишут интересные песни, там очень много. На “Груше” меня ждали интересные открытия и даже потрясения. В один из первых дней, пройдя по фестивальному городу, я послушал выступления на четырех площадках, и все они мне очень понравились. Несколько новых песен я написал прямо на фестивале.

“ПОЭЗИЯ ­ ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ!”

— В своё время я хотела организовать центр бардовской пени, но потом меня отговорили, сказали, что это никому не надо, — говорит Елена.
— Да нет, — возражает Дмитрий, — люди будут приходить, но нужно помещение. Заниматься есть с кем. Я пытался организовать рок-клуб. Но на это уходит много времени. С некоторыми ребятами очень сложно работать, они ещё сами не знают, чего хотят… “Шоу- бизнес” надоел! Хочется настоящей живой музыки. На фестивале есть альтернативные площадки, где выступают акустические группы. Я даже не ожидал, что у нас в России их столько. Тем и хороша “Груша”, что каждый сможет найти себе направление по вкусу — и рок, и регги, и психо-делия, и фолк — да всё, что угодно!
На вопрос, попались ли Елене и Дмитрию на фестивале земляки, они ответили отрицательно: “Ни ростовчан, ни, тем более, новочеркасцев на фестивале мы не увидели”. Да и сами они случайно встретились уже в электричке.
— Сейчас многие хорошие вещи из прошлого возвращаются, думаю, и авторская песня снова будет популярной, — убеждён Дмитрий, — мне, вообще, нравится сейчас жить. Сегодня можно себя реализовать во всём. Есть, конечно, много людей, которых устраивает жизнь обывателей, и на что-то большее их планка не поднимается. А мне хочется жить полноценной жизнью. Если руки “правильно пришиты”, то можно зарабатывать хорошо и жить достойно, но, сколько бы ты денег не заработал, их все можно потратить, а вот если ты куда-то поехал, что-то увидел, узнал, с кем-то познакомился, то уже появляются новые впечатления.
— Мой муж — военный, — говорит Елена, — мы постоянно переезжаем, поэтому впечатлений много. Я работала и главным маркетологом, и пела в новосибирском метро. Поэзия — это образ жизни! Когда настрой верный — тексты идут сами. Я чувствую, когда песня рождается. Сразу беру гитару, диктофон, записываю. Моему сыну Филиппу 12 лет. Однажды, когда он учился в ростовской школе, учительница спросила, не хотел бы он, чтобы у него была “простая, обыкновенная” мама? Сын гордо ответил: “Нет, моя мама — бард!” Потом, когда я спела в школе, та же самая учительница сказала: “Да вы не ходите на родительские собрания, не отвлекайтесь от творчества”. Я подарила школе диск с песней “Ростов” и она стала звучать на школьных праздниках. На “Груше” люди слушали меня очень хорошо, а комиссия немного не восприняла. Я ехала с целью стать лауреатом, но на этот раз не получилось.

“ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ, ЧТОБ НЕ
ПРОПАСТЬ ПООДИНОЧКЕ”

— Будете ли ещё пробовать свои силы на “Грушинском фестивале”? — спрашиваю своих собеседников.
— Да, — говорит Елена, — буду пытаться каждый год.
— Если люди идут к цели, то своего обязательно добьются. Это — без вариантов, — убеждён Дмитрий.
— А можете ли вы выступить в качестве советчиков и консультантов для тех, кто пробует свои силы в авторской песне, кто хотел бы поехать на будущий фестиваль?
— Легко! Встретимся, прослушаем, поговорим, расскажем о фестивале. Записывайте телефоны, — говорят мои собеседники.

Дмитрий Ефимчук: 6-65-63
Елена Турцева: 8-909-409-07-35

Тема творчества, авторской песни — неисчерпаема. Об этом можно говорить и спорить очень много и долго. Главное — было бы о чём. Многим ли сегодня известны имена Юрия Кукина, Виктора Берковского, Юлия Кима? А это — корифеи и основоположники. Не хотелось бы верить в мрачные прогнозы, что бардовская песня уходит, её вытесняет попса и “фанера”. Не хотелось бы верить в то, что мои собеседники Елена и Дмитрий в числе “последних из могикан”. Но факты — упрямая вещь. В нашем городе есть, конечно, хорошие авторы-исполнители, но прежде, помнится, их было больше, они были заметнее. Да и вообще, авторская песня раньше чаще звучала, в эфире, с эстрады, и просто во дворах. А что звучит сейчас? Вот то-то же… А, может, всё ещё вернется? Хотелось бы в это верить.

Фото автора


row['name']