Сегодня:

Почти детективная история
29 октября 1955 г., 01:30:48, 5, Севастопольская бухта. Гибель линкора «Новороссийск».
Взрыв на линкоре зафиксирован всеми кораблями, стоящими в Севастопольской бухте, рейдовыми постами и даже геофизическими станциями Крыма. Погибли 1551 человек.
По версии одних, причиной взрыва стали немецкие мины типа RMH или LMB, по версии других, месть князя Боргезе, поклявшегося отомстить Советскому Союзу за поражение Италии в войне и получившему по репарациям в качестве трофея, после капитуляции Италии, гордость итальянского флота, но уже устаревший к тому времени, линкор «Джулио Чезаре» постройки 1911 года и легкий крейсер «Эммануил Филиберто Дука д,Аоста».

Ну а теперь всё по порядку: в 1991 г. в издательстве «Политехника» Санкт-Петербурга тиражом в 25.000 экз. вышла умная, по-штурмански точно написанная книга Б. А. Каржавина «Тайна гибели линкора «Новороссийск». Автор смог найти и собрать в документальную историческую хронику закрытые до недавнего времени материалы. Поверьте, превосходная книга. Правда, не уверен, что книгу прочли многие, тираж небольшой, но я читал хронику с карандашом в руке, подчеркивая места, о которых впервые услышал ещё в 1969 году на Братском кладбище в Севастополе от человека, показавшегося мне при первом знакомстве несколько странноватым. Рассказывая, он отводил глаза, неестественно оглядывался по сторонам, как оглядываются мужики, когда справляют малую нужду в низкорослом кустарнике, с задержкой отвечал на вопросы, как бы про себя сверяя ответы. Трудно вспомнить, что послужило причиной, но мне и тогда показалось, что мой собеседник, добровольно взяв на себя обязанности экскурсовода, убедительно свидетельствовал пожелавшим узнать причину гибели линкора «Новороссийск», что это была месть князя Боргезе. Честно скажу, я не знал, кто такой Боргезе, а вот он знал.
Князь Джулио Валерио Боргезе (6. 06.1906 – 26.08.1974), команданте, командир подводной лодки «Шир’е» и диверсионно-штурмовых средств ВМФ Италии, ну просто вылитый Муссолини! Большой лысый череп, мясистый нос, уголки большого рта резко опущены вниз в пренебрежительной усмешке, одним словом, личность препротивная. Кстати, Боргезе был женат на русской графине Дарье Олсуфьевой, родившейся в Москве в 1908 году. Поговаривали, что он замышлял занять место Муссолини, но об этом сам отпрыск старинного рода в своих мемуарах умалчивает. Хотя известно, что, возглавляя ультраправый национальный фронт, готовил государственный переворот 8 декабря 1970 года, но заговор был раскрыт, и Боргезе бежал в Испанию под крыло диктатора Франко, где и умер в 1974 году на 68-м году жизни. Похоронен в Риме в родовой усыпальнице князей Боргезе – базилике св. Петра.
Был ли он исполнителем и организатором гибели линкора «Новороссийск» сказать трудно, но вдохновителем этой трагедии он был, несомненно.
Читая историческую хронику, подчеркнул и текст письма Петра Васильевича Селиверстова из Севастополя, который рассказывал автору книги, что он был в Алжире в конце 1964 года, исполняя свой долг по обучению на торпедных катерах «183-го» проекта офицеров и мичманов алжирского ВМФ. А дальше в письме шла фраза, которую почти дословно слышал от странного экскурсовода на Братском кладбище в Севастополе, что в Алжире были и офицеры из Италии, обучавшие алжирцев подводным диверсиям. Так вот, один из этих офицеров однажды рассказал, что он участвовал в подрыве линкора «Новороссийск».
Что это, случайное совпадение? Или мой экскурсовод был знаком с Петром Васильевичем Селиверстовым и от него слышал эту историю, или он сам был среди тех офицеров, обучавших алжирцев подводным диверсиям? Помню, экскурсовод не выдавал себя за участника всех тех событий, о которых он рассказывал, но то, о чем он рассказывал, находил потом в документальной исторической хронике. Понятно, тут нет никакого плагиата, просто трагические события октября 1955 года стали биографией севастопольцев. Но самое любопытное, что тогда запомнилось, причиной гибели линкора «Новороссийск», с кем бы не говорил в Севастополе, считали подводных итальянских боевых пловцов – диверсантов, ничего не зная о мести князя Боргезе. Все были убеждены, линкор подорвался не на немецкой мине.
Потом уже заговорили об итальянской подводной мини-лодке серии SX с человекоуправляемой торпедой CE2F, которая воспользовалась тем, что боновые и сетевые заграждения при входе в базу были открыты с начала темного времени 28.10.55 г. и до 2 часов 30 минут 29.10.55 г., вошла в акваторию базы и установила мощное магнитное взрывное устройство под днище линкора с правого борта — от 33-го до 50-го шпангоута. А днищевая конструкция, включающая днищевую обшивку, то есть, второе дно и набор между ними, на линкоре «Новороссийск» составляла почти два метра! И эту днищевую толщину чудовищный взрыв вскрыл, как консервную банку! На фотографии, после подъема линкора «Новороссийск», видны и перебитый киль, и загнутые края огромной пробоины, что свидетельствует о внешнем взрыве.
Взрыв, как помните, произошел в 01 часов 30 минут 48,5 секунд 29.10.55 г., и только в 2 часа 30 минут были спешно закрыты боновые и сетевые заграждения. Но боевые пловцы на своей человекоуправляемой торпеде CE2F, судя по всему, успели вернуться на мини–лодку, и мини-лодка успела подальше отойти от акватории Севастопольской бухты.
Это всего лишь предположение, впрочем, судите сами. В те годы молодые офицеры флота, да и ветераны, как утверждает Борис Александрович Каржавин в своей книге «Тайна гибели «Новороссийск»1 , ничего не знали о человеко-торпедах и подводных диверсиях во время второй мировой войны. «А они представляли большую опасность», — пишет он. После капитуляции Италии опытные кадры подводных бойцов, обладавших большим опытом, были сохранены. Даже пикантную эмблему времен войны они сохранили: пляшущий морской конёк в визире перископа.
Но может быть все-таки мина? И вот летом 1955 года, спустя десять лет после окончания войны, была проведена очередная водолазная проверка всех стоянок кораблей в Севастопольской бухте, как это было сделано в 1951 – 1953 годах, когда проходила проверка всей акватории. И что же? Водолазы снова нашли 24 неконтактные донные мины типа RMH, две неконтактные донные мины типа «С» и семь якорных мин. Всего 32 мины, а с учетом предыдущих лет – 51 мина. Но все эти неконтактные донные мины были практически полностью разряжены от саморазрядки. Но в районе якорных стоянок линкоров «Севастополь» и «Новороссийск» мин не обнаружили.
Ну, допустим, пропустили водолазы неконтактную донную мину RMH, притаилась эта зараза в донном иле, могла ли она взорваться? И если взорвалась, могла ли потопить линкор?
Капитан 2-го ранга Колпаков Александр Михайлович, преподаватель кафедры минно-тралового оружия ВВМУ им. М. В. Фрунзе предметно доказал, что взрыватели М-1, М-2, и М-4 с блоком питания ЕКТ, стоявшие на минах типа RMH, за 10 лет полностью само разряжаются. Были проведены и взрывные испытания, и согласно сейсмограммам взрывов немецких донных неконтактных мин, установили, что 29 октября 1955 года страшный взрыв под линкором «Новороссийск» был не похож на взрыв немецкой мины типа RMH, следовательно, взрыв такой мины можно полностью исключить. В поисках доказательств обследовали и весь ил в районе гибели линкора, но ни одного осколка мины не нашли.
Так что это было? Взрывное устройство, прикрепленное к днищу линкора? Но тогда кем и когда это было сделано!? Ведь шел 1955 год, десять лет после войны…
Запомнил и историю, рассказанную ненавязчивым экскурсоводом с Братского кладбища, но уже в винном павильоне напротив Памятника затонувшим кораблям2 , куда мы с ним потом заглянули. Там он и рассказал, что в этом самом павильоне, где мы пили с ним портвейн «Биле минце», ему довелось подслушать разговор двух старшин, один из которых утверждал, что взрыв произошел где-то выше грунта, и воронка от взрыва образовалась не от взрыва, а от давления столба воды. И вот ведь чертовщина, читая документальную историческую хронику, нахожу докладную водолаза — старшины 1 статьи Яковлева, который полагает, что характер воронки указывает как раз на то, что взрыв был не на грунте, а выше, и воронка образовалась не от самого взрыва, а от давления столба воды.
По сути, этим сказано всё! Выходит, спустя десять лет после Победы, мальчуганы князя Боргезе заглянули в Севастопольскую бухту?! Выходит, прозевали боевых итальянских пловцов-диверсантов бдительные стражи наших рубежей?!
Но такой вывод в 1955 году никого не устраивал, а потому и докладную старшины 1 статьи Яковлева никто не смотрел, грозными реляциями не чиркал. Всё докладные о водолазных обследованиях засекретили, а на эту докладную незатейливо начхали, даже не подшив к общим документам.
И зря! Некие умные и грозные службы, не поверив официальной версии, бросились искать мальчонок Боргезе, но не нашли. Зато нашли на якорной стоянке, ближайшей к выходу из бухты, на которую должен был 7 ноября встать крейсер «Керчь», бывший итальянский легкий крейсер «Эммануил Филиберто Дука д”Аоста», мощную магнитную мину с установкой взрыва через десять дней, как раз 7 ноября 1955 года. Простенький такой, незатейливый подарочек князя Боргезе к всенародному празднику. Но кто установил этот «подарочек»? Святой дух?
Ну а дальше всё, как обычно: освободили от должности командира линкора, хотя в те дни он был в отпуске, освободили от должности и понизили в звании до вице-адмирала легендарного флотоводца, Адмирала Флота Советского Союза, Героя Советского Союза, главнокомандующего ВМФ Николая Герасимовича Кузнецова, и в 1956 году уволили в отставку, сняли двух беспомощных вице-адмиралов, по сути, утопивших линкор. Дело в том, что после взрыва линкор мог самостоятельно выйти на мелкое место, машины были готовы выполнить эту команду, а они зачем — то буксирами потащили линкор к берегу, не освободив его от якоря, и эта громадина, опрокинувшись на левый борт, затонула вверх дном. Почему — то запретили гражданским лодочникам подплыть к тонущему кораблю, и они на берегу смотрели, как гибли люди. Впрочем, ничего нового, всё, как обычно.
С тех пор прошло уже больше полувека, а тайна так и осталась тайной.

Дер. Рязанцы,
5 июня 2006 г.