Сегодня:

Далекое-близкое

Дом № 148 по улице Фрунзе (бывшая Воспитательная), как предполагают, ранее принадлежал священнику. Теперь в нем живет четыре семьи. Недавно здесь появились новые жильцы. При ремонте своей квартиры они обнаружили в зазоре между оконной коробкой и кирпичным простенком жгут старой газеты. Настолько старой, что бумага рассыпалась от легкого прикосновения. Нашедшие это «послание» из далекого прошлого оказались людьми любознательными и выяснили, что в их руки попала «шапка» (по-теперешнему, логотип) газеты «Донская речь» от 21 июня 1903 года. А выяснив это, решили передать свою находку мне вместе с фотографией дома — типичного городского особняка конца 19-го — начала 20-го века.
— Вам, пишущему о городе, все это может пригодиться, — сказали они.
Я осторожно разгладил жгутик. Передо мной лежал обрывок 161-го номера «Донской речи», так называемого ростовского периода. Рядом с крупным заголовком значилось: «Главная контора газеты. Ростов-на-Дону, Б. Садовая ул. д. № (не читается — В.Р.), телефон № 130», а над заголовком: «Год издания шестнадцатый».
Обращаюсь к истории газеты и узнаю, что первый номер «Донской речи» вышел 1 января 1887 года и последующие тринадцать лет газета издавалась в столице Войска Донского. Ее редакция находилась в доме урядника М.А. Грузинова на углу улиц Московской и Горбатой (теперь Им. генерала А.И. Лебедя). Сегодня этот дом имеет № 10/20. На его первом этаже находится магазин «Подарки», мастерская по ремонту ювелирных изделий и очков, а в подвале – музыкальный салон. Газета была частной. Первым ее издателем и редактором был И.И. Попов. Выходила газета четыре раза в неделю и имела весьма серьезную программу: «Служить интересам Донского края и порой интересам соседних с ним губерний, служить честно, не впадая в крайности и не идя в разрез с современными требованиями общественной жизни». Масштаб газеты и ее либерально-демократическая направленность способствовали тому, что в качестве авторов на страницах «Донской речи» выступали известные писатели Константин Тренев, Александр Серафимович, Дмитрий Мамин-Сибиряк, а также Владимир Гиляровский и Демьян Бедный. Их публикации обращали внимание на тяжелое положение трудящихся Донского края. Особенно острыми были «Маленькие фельетоны» и «Станичные этюды» Серафимовича. Его аллегорический рассказ «Капля» стал последней каплей, переполнившей чашу терпения властей. Газету дважды закрывали на несколько месяцев, а потом (в 1900 году) перевели в Ростов-на-Дону.
Но от этого «Донская речь» покладистой не стала, т.к. в ее редакцию вошли профессиональные революционеры С. Гусев, И. Козин, Л. Федченко и другие. Газета стала ежедневной, большого формата и значилась как политическо-общественное и литературное издание. Редактировал газету Константин Тренев. В Ростове газета просуществовала всего пять лет. В конце 1905 года «Донскую речь», за ее антиправительственные публикации закрыли.*
Много лет спустя газета с названием «Донская речь» вновь появилась в нашем городе. Случилось это в новогодние дни 1992 года. Она вышла сдвоенным номером (по нынешнему — два в одном) и с двойным заголовком: крупно — новый, а слева мелким шрифтом прежний — «Знамя коммуны». Это был своего рода компромисс между теми, кто боялся потерять привычный круг читателей «Знаменки» и теми, кто понимал неизбежность перемен. Ведь газета перестала быть партийным органом, а значит надо было прощаться не только со старым названием, но и с некоторыми устоявшимися формами работы. Теперь это была «Региональная независимая (? — В.Р.) общественно-политическая газета», а ее учредителями являлись трудовой коллектив редакции и издательство «Периодика Дона». Адрес редакции не изменился (ул. Московская, 20) и во главе редакции осталась Оксана Зайцева (после замужества Аксенова). За год до этого что называется «на свою голову», коллектив редакции избрал ее редактором «Знамени коммуны». Новую газету ничто, кроме названия, не связывало с давней «Донской речью».
2 сентября 1995 года весь номер «Донской речи» был посвящен 65-летию газеты. Какой, спрашивается? И.о. редактора Галина Завалишина писала: «Завтра нам исполняется 65, хоть, как свидетельствует история, газета наша родилась 108 лет назад…» А профессор НГТУ (теперь ЮРТГУ) Андрей Данцев вынес выделенные мной слова Завалишиной в заголовок своей статьи. Но мне представляется, что более точным был писатель Анатолий Калинин. Вот его поздравление:

В 1999 году из-за финансовых осложнений и разлада между редактором и коллективом редакции газеты, «Донская речь» прекратила свое существование. 2 апреля вышел ее последний номер.
Впрочем, через пять лет и десять месяцев состоялось очередное пришествие в наш город «Донской речи». 30 ноября 2005 года в газетных киосках Новочеркасска появился первый (001) номер общественной и литературной газеты с тем самым названием. Ее учредители — ООО «Сфера Плюс» и главный редактор Екатерина Гонзалес-Гальего, видимо, считают свою газету уж точно прямой преемницей дореволюционной «Донской речи». Не случайно же справа от девиза над заголовком написано: «Первый номер газеты «Донская речь» вышел 1 января 1887 года». Девиз (слова Велимира Хлебникова) тоже выдает претензии издателей новой «Донской речи» — «Там, где мы, там вокруг нас, лучисто распространяется столица». Но вернемся к вопросу о преемственности, как говорится, дважды в одну реку не войдешь. Сегодняшняя «Донская речь» — всего лишь городская, а не областная, газета, и выходит, как и все другие городские газеты, один раз в неделю, а главное, она совершенно лояльна к городской власти. Удивляться ее позиции не приходится, если знать кто учредитель. Так что это совершенно иная «Донская речь», а не преемница той, что была в конце позапрошлого века.