Сегодня:
Указом Президента России от 17 мая звание «Заслуженный артист Российской Федерации» было присвоено актёру Новочеркасского театра Александру Коняхину, чуть позже, указом от 3 июня, ещё двум его коллегам ­ Александру Иванкову и Людмиле Фадеевой. Сразу три заслуженных в одном театре ­ это очень большая редкость. А в театре из небольшого города ­ и тем более. Документы на присвоение звания проходят несколько инстанций, на каждом этапе их по разным причинам могут «завернуть», и обычно на то, чтобы артист был удостоен честно заработанного им почётного звания, уходят годы.

АЛЕКСАНДР ИВАНКОВ: «Я НЕ ЧЕСТОЛЮБИВ»
— Вы в новочеркасском театре тридцать лет и три года…
— …И три месяца. Я пришёл сюда третьего марта семьдесят третьего года. Третьего июня 2006-го был подписан Указ Президента о присвоении звания.
— Что для вас значит почётное звание?
— Если бы оно мне было присвоено раньше, может быть, я как-то иначе это воспринимал. А сейчас я понял, что ни хуже, ни лучше от этого я не стану.
— Не жалеете, что вся жизнь прошла на сцене одного театра?
— Нет. Я работал с разными режиссёрами, бывал на гастролях, мог сравнивать.
— А вообще, не пожалели, что избрали для себя актёрскую профессию?
— Я сам — сельский, с Маныча. В 61 году попал в Ростов, учился, работал в разных организациях, но потом понял, что всё это не по мне. В 73 году окончил Ростовское училище искусств, и с тех пор работаю здесь.
— Сколько ролей сыграли? Считали?
— Дома недавно попался большой пакет с фотографиями, там все мои работы. Не считал я их.
— А какие роли греют душу?
— Дервоед из «Рядовых», Пиккеринг из «Пигмалиона», Чмутин из «Ретро». С удовольствием работаю в «Бабьем бунте». Я понял, что если ты на сцене получаешь удовольствие от работы, то и зритель его получит. После спектакля бывает приятная усталость. Ты устал, но не выжат, не опустошён. Счастье в том и состоит, что ты можешь заниматься любимым делом. Могут быть какие-то конфликты, неприятности, но ты оглядываешься и понимаешь, что всё это и было счастье!
— Звание «заслуженный артист» — это предел карьеры?
— Я об этом не думал, я не честолюбив.

ЛЮДМИЛА ФАДЕЕВА: «МОЙ ТЕАТР ЗДЕСЬ — В НОВОЧЕРКАССКЕ»
«Вы — ростовчанка? И сейчас в Ростове живёте?» Мила, так зовут мою собеседницу в театре, утвердительно кивает головой: «Да. Я родилась и живу в Ростове, там все мои родные, все мои друзья, но мой театр — здесь, в Новочеркасске. Здесь хороший педагог по актёрскому мастерству — Леонид Иванович Шатохин. Только он умеет делать хороших актёров. Здесь благодатная почва для работы, для того, чтобы актёр смог раскрыться». «Вы смогли себя реализовать?» — «Если человек себя реализовал, то он остановился, он не движется вперёд. Я счастлива и довольна своей творческой судьбой, хотя желания, конечно, есть…» — «Какие?» — «Сыграть большую роль! Как Женька в «Яме», как Элиза в «Пигмалионе», как Комиссаржевская в «Первом сезоне». Звание, это повод для переоценки ценностей. Останавливаешься и думаешь, а как дальше? На тебя сморят молодые актёры, значит надо как-то серьёзнее подходить к работе, работать над собой». — «Вам повезло, что вы 19 лет служите в Новочеркасском театре, или…?» — «Я ни сколько не жалею, что в 1987 году попала сюда, и моя творческая судьба связана только с Новочеркасском. Для меня вопрос стоит так: или работать в Новочеркасске, или не работать в театре вообще». — «А были предложения?» — «Были. Звали в Подмосковье, в ростовские театры, но я думаю, что от добра, добра не ищут. Я не считаю, что это плохо — преданность городу, театру. Я работаю здесь, и благодарю Бога за это. Присвоение нам званий это очень большой плюс всему театру. А когда я об этом узнала, то сразу позвонила маме», — «А мама имеет отношение к театру?» — «Нет, мама у меня швея шестого разряда…» — «…А кто все эти 19 лет, пока Мила ездит в Новочеркасск, с семьей, с ребёнком? Её мама, конечно», — поясняют коллеги Людмилы Фадеевой, наблюдающие за нашим разговором.

АЛЕКСАНДР КОНЯХИН: «Я — КОМЕДИАНТ»
Александр Коняхин в Новочеркасском театре 23-й год, а, вообще, на сцене, он уже тридцать лет. В актерскую профессию пришёл вполне зрелым человеком с большим жизненным опытом. Театр для него начался со студии ростовского Дворца пионеров. После школы он даже сдал экзамены в театральное училище, но решил, что надо поступать в московский театральный вуз. Поехал в столицу и … «провалился». Вернувшись домой, поступил на вечернее отделение факультета журналистики РГУ. Был грузчиком, монтёром, строителем, корреспондентом районной газеты… Работал, и чувствовал, что занимается не своим делом. В 29 лет пришёл в ростовский театр юного зрителя. Это было ровно 30 лет назад. Три сезона проработал там, ещё три сезона в самарском ТЮЗе. В 1984 году был принят в труппу новочеркасского театра. Александр Яковлевич живёт в Ростове, и все эти годы, каждый день, ездит на работу в новочеркасский театр. В свой театр.
«Сколько ролей сыграно? Я их не считал. Те, что дороги мне — Пугачёв в «Атамане», Пьетро Скорца в «Титуле», Бригелла в «Турандот XX век». Очень нравятся «Семь казачьих распевов» в постановке Л. Шатохина, внешний напор, а внутри тонкое «проживание» роли. Это, наверное, лучшее, что было сделано. Всегда интересны многоплановые образы, с интересной психологией: Барни из «Последнего пылко влюблённого», Вершинин из «Трёх сестёр», Жеронт в «Плутнях Скапена». Обожаю играть острохарактерные персонажи! Люблю балаган, и считаю его высочайшим искусством. Мы все — комедианты! И я этим горжусь. Не терплю термина «художник», применительно к актёру. Художник? Иди, рисуй! А я — ко-ме-ди-ант!
Я не принадлежу к тем актёрам, которые устают, истощаются от игры. Ты видишь глаза зрителей, ты испытываешь прилив энергии. К сожалению, публика сегодня у нас стала менее эмоциональная, сказывается влияние плохих сериалов. Ещё меня очень огорчает, что мы сейчас переживаем время отторжения литературы. Это печально. Мечтаю о том, чтобы у нас в театре была литературная гостиная, где мы могли бы приобщать детей к истинным ценностям культуры.
Я — счастливый человек! Я занимаюсь любимым делом, делом к которому стремился. Звание? Я — актёр и это самое важное звание для меня. Знаю, что многое мне уже не сыграть, но тот репертуар, что в нашем театре, дай Бог любому! О чём мечтаю? Играть! Работать! Быть нужным театру».

Три талантливых человека, три замечательных, и теперь уже — ЗАСЛУЖЕННЫХ артиста. Они очень разные по творческим амплуа, по темпераменту, по «почерку» на сцене. Двое из них — ростовчане, двое — выпускники Ростовского училища искусств, двое окончили Ярославский государственный театральный институт. Все трое — очень талантливы. Все трое верны новочеркасскому театру и его зрителю. Все трое уважаемы коллегами и любимы публикой. Своей игрой на сцене они заставляют зрителей смеяться, сострадать, негодовать, а главное — думать. Они делятся своими чувствами, эмоциями, энергией, теплом своих душ и жаром сердец. Их судьба — сцена, их семья — труппа, их дом — театр. Ему они служат, ему отдавали и отдают всё, чем обладают. И в этом их счастье.

Фото Николая Склярова и автора

row['name']