Сегодня: 18 апреля 5674, Среда

Девяносто ­ это, конечно, не сто, но тоже много. Девяносто лет назад в России ещё правила династия Романовых, шла Первая мировая война. Нина Тимофеевна Антонова родилась 26 мая 1916 года. Ещё при царе. Но царь был где­то далеко в Питере, а её семья жила на Ставрополье, в селе Благодарное. Кроме Нины, там было ещё пятеро детей. Она была младшей.
— Когда мне было четыре года, умерла наша мама, — вспоминает Нина Тимофеевна, — отец уехал на заработки. Я жила со старшими братьями и сестрами. После семилетки подала документы в Краснодарский медтехникум на стоматологическое отделение. Это мне посоветовал старший брат, который был фармацевтом. После получения специальности меня направили в станицу Гиагинскую, где я работала с 35-го по 39-й год. Потом перевели в Орджоникидзе, в железнодорожную поликлинику. Там однажды вызвали в военкомат и спросили: “Хотите служить в армии?” Я ответила: “Служить в нашей армии для меня — большая честь!” Мне присвоили звание лейтенанта медслужбы и направили в Моздок…
В семье Антоновых я уже бывал. В прошлом году, когда Алексея Степановича Антонова Совет ветеранов делегировал на юбилейный Парад Победы в Москву, я встречался с ним, и он очень долго рассказывал мне о своей жизни и боевом пути. Нина Тимофеевна тогда старалась нам не мешать. Сегодня в центре внимания она — девяностолетие дано встретить далеко не каждому.
Нина и Алексей встретились в 1940 году в Моздоке. Ему — 22, ей — 24. “А вас не смущала разница в возрасте?” “Нисколько”, — отвечает Нина Тимофеевна. “Наверное, в части был большой выбор претендентов на вашу руку и сердце?” “Очень большой. Было много красивых молодых людей, которым я нравилась…” “Но победил кавалерист!” — с гордостью говорит Алексей Степанович. “А почему выбрали именно Алексея Степановича?” “Красивый, стройный, серьёзный, деловой”, — улыбаясь, отвечает Нина Тимофеевна.
Когда началась война, Антоновы ждали первенца. Дочь Татьяна родилась в октябре 1941-го. Весной 42-го Нина из армии уволилась. Жила у родителей в Орджоникидзе, работала и ждала писем от мужа с фронта. “Когда он был на Малой Земле, весточек не было семь месяцев”, — вспоминает Нина Тимофеевна…
После войны у Антоновых родился сын Владимир, а глава семьи получил направление в ленинградскую высшую бронетанковую школу. После учёбы его послали в Группу советских войск в Германии. Нина с детьми ждала его у родителей в хуторе Новобахмутский. Потом уже все вместе переезжали из гарнизона в гарнизон: Мары, Илатань, Кушка, московская академия имени М. Фрунзе. За это время семья пополнилась второй дочерью — Леной. В 59-м приехали в Новочеркасск, получили здесь квартиру, но, не задерживаясь долго, поехали к новому месту службы — на Сахалин.
В Новочеркасск вернулись только в 66-м, когда Алексей Степанович уже уволился по болезни со службы. Нина Тимофеевна пошла работать в стоматологическую поликлинику №1. Трудилась там до 1985 года, почти 20 лет. “Никак не могла уйти на пенсию, всё думала, как я буду без своих больных?” — признаётся Нина Тимофеевна. “С ней невозможно было по улице пройти, — говорит супруг, — то и дело останавливают её знакомые”. “Да, было немало таких пациентов, которые старались прийти именно ко мне”, — соглашается Нина Тимофеевна.
— Извините за банальный вопрос, но если бы вы могли начать жизнь сначала?..
“Прожила бы её точно так же, выбрала бы Алексея, и троих детей бы ему родила!” — смеётся моя собеседница.
“А что давало и даёт вам силы прожить такую длинную жизнь?” — пытаюсь я выведать главный секрет семьи Антоновых.
“Семья, дети, внуки, теперь уже правнуки, взаимопонимание, сердечность, желание делать людям добро, и любовь, наверное”, — отвечает Нина Тимофеевна.
— И за 65 лет совместной жизни вы никогда не ссорились?
“Ну, почему, бывало, что ругались, но не по-серьёзному, — смотрит Нина Тимофеевна на мужа с улыбкой, — жить приходилось в разных условиях, и в общежитиях, и в бараках, в коммуналках, но на нашу любовь это не повлияло. Вместе мы всегда и везде были счастливы. Вы знаете, Алеша мне очень часто дарит цветы. Мои любимые — розы. Соседки видят его с букетом и спрашивают, что за торжество? А он говорит: да вот, пенсию получил и жене купил цветов. А если бывает он за городом, обязательно приносит букет полевых цветов”.
Много цветов было и в день, когда праздновался юбилей Нины Тимофеевны, 27 мая. Приехали дочери Татьяна и Елена, пришли друзья, соседи, были подарки и поздравления.
“Когда меня поздравляли по пятому каналу, то ошиблись и сказали, что мне исполнилось сто лет!” — смеется Нина Тимофеевна.
— Ну, раз такое дело, то придётся вам отмечать и вековой юбилей.
“Отметим”, — лаконично, как и положено военному, отвечает полковник в отставке, кавалер девяти боевых орденов Алексей Степанович Антонов, глядя влюблёнными глазами на свою супругу.

Фото автора и из архива семьи Антоновых
row['name']