Сегодня: 20 апреля 3866, Пятница

С 16 по 19 мая на стадионе “Ермак” кипели по­настоящему военные страсти. В пятый раз учащиеся школ, техникумов и колледжей, всего 21 команда, собрались вместе, чтобы в равной схватке сразиться за право называться лучшими в военно­спортивной игре “Орленок”.

рограмма нынешних соревнований мало чем отличалась от прошлогодней. В 14 конкурсах и эстафетах юнармейцы должны были продемонстрировать все свои знания, умения, спортивное мастерство, которые они изучали и оттачивали на протяжении всего учебного года на уроках ОБЖ, физкультуры, истории и обществознания.
И если условия конкурсов были игрокам знакомы, ведь некоторые из них участвуют в “Орленке” не первый год, то среди команд-участниц произошли некоторые изменения. Так, Новочеркасский техникум пищевой промышленности решил выступить в игре двумя составами: один — основной, а второй — женский. Девушки в течение всех трех дней выполняли условия конкурсов и эстафет и полностью опровергли деление общества на сильную и слабую половины.
Но не только пищевики сделали ставку на девушек. В некоторых школах и техникумах право возглавить команду было отдано также лучшей половине человечества. Что это? Желание выделиться, или действительно девушки по многим параметрам уже дали “фору” ребятам? Преподаватель ОБЖ школы № 1 Н.И.Лепешкин считает, что их Даша Морозова, своими организаторскими способностями и преданностью делу, во многом превосходит своих одноклассников. Такое распределение обязанностей пойдет только на пользу команде. А вот в школе № 22 при подготовке к “Орленку” столкнулись с другой проблемой. У них в двух десятых классах обучается всего 15 ребят. Из них только шестеро по состоянию здоровья могут принимать участие в игре. Чтобы не оказаться “вне игры” пришлось составлять команду из учеников 7-х и 9-х классов. Поэтому для их команды важно не победить, а без потерь прийти к финишу.
— Обобщая опыт проведения игры “Орленок”, — сказал помощник военкома по информационной работе И.С. Улезко, — могу сказать, что некоторые учебные заведения стараются наперекор всем трудностям принять участие в игре. И это отрадно. А есть такие школы и техникумы, которые эту сторону военно-патриотического воспитания своих учащихся просто игнорируют. Среди них все без исключения профессионально-технические училища, автотранспортный и строительный колледжи, торгово-экономический техникум. А ведь из их выпускников формируется основной состав призывников. Думаю, им стоит перенять богатый опыт работы промышленно-гуманитарного колледжа, аграрного техникума и техникума пищевой промышленности. Здесь студенты не только показывают высокие спортивные результаты. Эти успехи помогают им и в учебе, а в дальнейшем им легче будет адаптироваться в армии.
Уже первый день игры показал, что основная борьба за победу развернулась между прошлогодними победителями и призерами. И пока юнармейцы отвечали на вопросы теоретических конкурсов “Я — гражданин России”, “Познавательный”, пели песни “На привале”, выполняли строевые команды, их идейные вдохновители и руководители – педагоги истории, ОБЖ, физкультуры пытались найти “точки соприкосновения” с организаторами игры. Ведь пусть не победить, а войти в тройку лидеров — мечтает каждая команда. А для этого требуются не только сила, выносливость и спортивное мастерство, но и глубокие знания по истории Отечества, казачества, основам правовых знаний. Дело в том, что, по мнению некоторых учителей, условия “Орленка” не имеют никаких точек соприкосновения со школьной программой. И если бы не эрудиция отдельных юнармейцев и помощь педагогов, теоретические конкурсы для некоторых команд оказались бы “твердым орешком”.
Но как показала действительность, пробел в знаниях, ликвидированный с помощью подсказки педагогов, оказался всего лишь легкой разминкой перед вторым – спортивным днем соревнований. 17 мая во время конкурса “В здоровом теле – здоровый дух” баланс тела и духа оказался не всем по плечу. Бег в составе отделения на дистанции 2000 метров уже после первого круга, а это 400 метров, больше походил на бег с препятствиями, чем на кросс. Чтобы не быть дисквалифицированными, более сильные члены команд буквально на плечах несли к финишу выбившихся из сил товарищей, продемонстрировав тем самым не столько спортивные результаты, сколько дух товарищества и коллективизма. Как отметили члены судейской коллегии, и в этом виде соревнований пальма первенства принадлежала девушкам. А вот ребята, как это ни обидно сознавать, оказались слабее.
— Из года в год, — сказала начальник отдела молодежи администрации г. Новочеркасска Н.Г. Чаленко, — мы замечаем, как слабеют наши будущие защитники Отечества, и как грубеют девушки, из-за того, что они увлеклись далеко не женскими видами спорта. Это очень тревожный симптом. У мальчишек мы не замечаем уязвленного самолюбия. Они искренне радуются за победы своих подруг по команде, но, вместе с тем, ничего не предпринимают для того, чтобы и самим стать сильнее и крепче духом. В этом году, к большому нашему удивлению, в спортивной части игры лучшие результаты показали школьные команды. Техникумам и колледжам нужно задуматься над этим вопросом и тщательнее подходить к подбору состава команд.
— Каждая команда, подавая заявку на участие в игре “Орленок”, мечтает пусть не о победе, а о призовом месте точно, — говорит учитель ОБЖ школы № 9 А.Л. Попов. — Но одного большого желания ребят оказывается недостаточно. Уже в процессе подготовки к соревнованиям перед ними встают совершенно непреодолимые преграды. Вот всего несколько примеров. В нашей школе есть только один макет автомата. А тренироваться нужно всей команде. Что касается строевой подготовки школьников, то и здесь приходится искать компромисс с учебной программой. Этот вид соревнований не предусмотрен ни одним школьным уроком. Поэтому учителя физкультуры по личной инициативе проводят тренировки по строевой подготовке на своих уроках. А если педагог женщина? Где ей знать все тонкости и требования строевого устава? Вот отсюда и результат. Если бы не помощь отряда ОМОН, то не знаю, как бы нам удалось выполнить одно из основных требований игры, которое предусматривает, что команда должна быть одета в единую военную форму. Думаю, перечень проблем продолжать не стоит. И этого достаточно, чтобы представить, в каких тяжелых условиях приходится готовиться каждый год к “Орленку”.
Три дня упорной и очень напряженной борьбы пролетели незаметно. 19 мая все команды собрались на торжественное построение, чтобы услышать окончательный итог городского этапа военно-спортивной игры “Орленок”. После того, как были названы и награждены победители в каждом виде соревнований, начальник отдела молодежи Н.Г. Чаленко приступила к оглашению имен победителей и призеров. Третьи места по единодушному мнению судейской коллегии присуждены школе № 31 и новочеркасскому геолого-разведочному колледжу. На второе место по количеству набранных очков вышли команды школы № 1 и промышленно-гуманитарного колледжа. А самые высокие результаты показали прошлогодние лидеры “Орленка” — школа № 24 и новочеркасский техникум пищевой промышленности (основной состав). В общекомандном зачете лучшей оказалась команда юнармейцев 24-й школы.
Свою победу ребята считают закономерной. Ведь на протяжении трех лет они уверенно удерживали победу среди школьных команд.
— Нашим ребятам победить было особенно трудно, — говорит учитель физкультуры Л.А. Стратийчук. — За несколько месяцев до начала соревнований мы потеряли нашего бессменного руководителя и вдохновителя, учителя ОБЖ Ю.И. Калеева. Поэтому вся нагрузка легла на мои плечи. До последнего момента мы не были уверены в своей победе, так как школа № 1 шла с нами наравне. Но мы еще до начала игры поставили перед собой цель – стать лучшими, во что бы то ни стало. И добились этого. Нашу победу мы посвящаем светлой памяти Юрия Ивановича Калеева.
В этом году впервые за все время проведения игры “Орленок” школьникам удалось одержать верх над командой профессионалов “Донцы”. Они на этот раз в общекомандном зачете показали третий результат, пропустив вперед команду студентов из промышленно-гуманитарного колледжа.
“Орленок-2006” завершился. Напере-кор всем трудностям и невзгодам ему удалось взлететь над жизненной суетой. Но полет был недостаточно уверенным. Удастся ли в 2007 году ему преодолеть взятый рубеж, зависит, как от самих “орлят”, так и от их наставников.

Фото Николая Склярова
row['name']