Сегодня:

Очередная, давно запланированная, прогулка по городу привела меня к дому № 65 на улице Маяковского (б. Прибылянская). Этот старинный одноэтажный дом имеет довольно большую протяженность по красной линии (пять окон плюс входная дверь под навесом да еще недавняя пристройка из силикатного кирпича. Перед домом, на газоне, как стражи стоят две древние акации, как бы не ровесники дома.
А за домом просторный двор. Двор, естественно, разгороженный на участки, т.к. в доме обитает пять семей.
А в конце XIX и в начале XX века его единоличным хозяином был Ф.И. Попов – музыкант, педагог. Кривянский казак, окончив Петербургскую придворную (при царском Дворе) певческую капеллу, вернулся в родные края и успешно занимался педагогической и общественной деятельностью – был учителем пения в мужской Платовской гимназии и в кадетском корпусе. В 1908 г. Попов становится одним из инициаторов создания музыкальной школы (теперь это школа им. П.И. Чайковского). Федор Иванович входил и в группу любителей музыки, добившихся в 1911 году создания в донской столице Отделения императорского музыкального общества.
С установлением на Дону советской власти дом Попова стал коммунальным жилищем. В 1930 году здесь получила две комнаты семья директора 5-й образцовой средней школы Вениамина Александровича Калинина, жившая до того на Песчаной улице (ныне Грекова). Его сын (будущий писатель) учился в техникуме, сотрудничал с городской газетой «Знамя коммуны» и даже редактировал детскую газету «Пионер», выходившую массовым тиражом. С конца 1935 года он становится собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Армении, Крыму, Украине. Его первая книга – роман «Курганы» (вышел в свет в 1940 году). В годы войны он был фронтовым корреспондентом «Комсомольской правды». В августе этого года Анатолию Вениаминовичу исполнится 90 лет. Его многочисленные произведения получили широкую известность, особенно роман «Цыган» и многосерийный фильм, созданный на его основе.
В числе жильцов этого дома был и одаренный юноша, будущий народный художник СССР Н.В. Овечкин. Рано лишившийся матери, сначала жил у старшей сестры Антонины Васильевны Тимофеевой (ее муж был двоюродным братом Анатолия Калинина), а потом стал квартирантом одного из жильцов дома № 65.
Соседство и родство с Калиниными оставили добрый след в душе Николая Васильевича до конца его дней. Он бывал у Калининых в Пухляковском и в один из таких посещений написал портрет писателя. Портрет довольно крупный (70х55 см), выразительный и хорошо передает не только внешнее сходство, но и характер оригинала. Жаль, художник не указал дату написания портрета. По косвенным признакам можно считать, что он был выполнен в 1970-е годы.
Но вернемся в дом на Маяковского. Квартиру Калининых, после их отъезда, занял М.Б. Сербич – один из заслуженных участников Великой Отечественной войны. Ордена: «Отечественной войны», «Красной Звезды» и «Красного Знамени» — свидетельствуют об этом. После войны Михаил Божидарович преподавал физику в Механико-технологическом техникуме.
В 1980 г. женой Сербича стала Флора Владимировна Лукичева, работавшая в финотделе горисполкома. (Многие знают ее как детскую поэтессу и автора сборника рассказов «Обрати счастье свое» (2002 г.).
В 2001 году Сербич умер. В большой комнате на столе стоит его фотопортрет в военной форме, а рядом – портрет А.В. Калинина – тот самый, написанный когда-то маслом на картоне Овечкиным. Спрашиваю Флору Владимировну, как этот портрет оказался у нее, ведь писан он у донского прибрежья в районе Пухляковки. И вот что она поведала мне:
— В мае 2003 года мы (Владимир Николаевич Михеев, Виктор Иванович Чеботников, я и ростовчанин Владлен Яковлевич Котовсков) поехали в хутор Пухляковский, чтобы поздравить знаменитого земляка, участника Великой Отечественной войны с очередной годовщиной Победы, пообщаться с членами его семьи. Когда собрались в обратный путь и уже вышли за порог дома, Анатолий Вениаминович остановил меня, вернулся в дом и буквально через минуту вынес из кабинета и вручил мне свой портрет, говоря: «Этот портрет написан Николаем Овечкиным, который в молодости жил в нашем доме. Прими портрет на память и повесь его в комнате, где прошли мое детство и мои юные годы».
— Так что возвращались в Новочеркасск мы уже впятером – Калинин, запечатленный талантливой кистью Н.В. Овечкина, ехал с нами в город своей молодости.
Когда я рисовал дом на Маяковского, 65, который, кстати, нуждается в серьезном ремонте, мне представлялось, что когда-нибудь он перестанет быть «безымянным» и на его стенах появятся славные имена людей, живших в нем.