Сегодня: 19 апреля 8107, Вторник

Всё хорошее имеет плохую особенность быстро заканчиваться. В минувшее воскресенье были подведены итоги XVI областного фестиваля “Декада донского театра”. Можно позавидовать членам жюри, им посчастливилось увидеть все восемь фестивальных спектаклей. Новочеркасские зрители смогли оценить пять работ театров Ростова, Шахт, Таганрога и своего казачьего драматического театра.

КВАРТЕТ”
Американский драматург Р. Харвуд местом действия своей пьесы избрал пансионат для пожилых артистов. В пьесе четыре героя, которые не покидают сцену почти весь спектакль. Уиллфред — народный артист России Игорь Богодух — весельчак, балагур, даже в своём почтенном возрасте проявляет большое неравнодушие к прекрасному полу. Его друг Реджинальд — народный артист СССР Михаил Бушнов — эстет, немного капризный и чувствительный. На этом этапе жизни самое большое значение для него имеет мармелад, которым его якобы обделяют в богадельне. Сисилия — народная артистка России Тамара Яблокова — жизнерадостна и по-детски непосредственна, она уверена, что все люди должны откуда-то возвращаться, и чаще всего, почему-то — из Карачи. Джинн — народная артистка России Татьяна Шкрабак — в далёком прошлом была женой Реджинальда. У Джинн целая коллекция мужей, есть дети, внуки, но доживать ей приходится в этом доме для престарелых.
В пансионате готовят концерт и героев просят исполнить квартет из оперы Д. Верди “Риголетто”, в которой они когда-то пели. Для них это шанс перенестись во времена их молодости и сценической славы. Старики и рады бы спеть, но голоса уже не те. Правда, есть запись, и они решают петь под фонограмму.
“Искусство — ничто, если оно не заставляет биться наши сердца”, — говорит один из героев спектакля. И это так. Замечательная игра четырёх прекрасных актёров, умноженная на хороший материал драматурга, подкреплённая убедительной режиссерской разработкой, заставляет зрителей верить, сопереживать, сочувствовать героям пьесы. Проблемы четырех пожилых, и, по большому счёту, уже никому не нужных людей понятны.
Работа Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького ещё раз доказала его высокий уровень. Всё безукоризненно, и форма и содержание. “Квартет” удался, и в игре актёрского квартета не было ни одной фальшивой ноты.

“ПРАВДА ­ ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ­ ЛУЧШЕ”
Действие комедии “Правда — хорошо, а счастье — лучше” ростовского областного академического молодёжного театра разворачивается в саду купеческого дома Барабошевых. Второе место действия — дом Платона Зыбкина и его матери Пелагеи Григорьевны. В саду растут металлические яблони, а зыбкинский дом похож не то на теплицу, не то на клетку, не то на разбитую автобусную остановку. Художник Вадим Махницкий создал интересную среду обитания персонажей комедии.
История вполне традиционна для произведений А. Островского. Бедный (но честный и порядочный) молодой человек Платон влюблён в купеческую дочь Поликсену, та отвечает Платону взаимностью. Но Зыбкин задолжал её отцу, купцу Барабошеву большую сумму, и ему грозит долговая яма. На его счастье появляется “скелет из шкафа”, отставной солдат Сила Ерофеич Грознов (болезнь Паркинсона, ярко выраженный старческий маразм), который в отдалённые времена имел определённые отношения с Маврой Тарасовной Барабошевой, главой купеческого дома. В результате — вексель порван, происки нечистых на руку проходимцев разоблачены, Платон назначен старшим приказчиком и за него выдают милую его сердцу Поликсену. Хеппи-энд.
В общем и целом — весело. Комедия А. Островского решена в жанре гротеска с непременным модным сегодня налётом авангардизма. Из всех персонажей наиболее близки к типажам пьес Н. Островского приказчик Никандр Мухояров (Вадим Шанаурин), сторож Глеб Меркулыч (Жалиль Садиков) и Сила Ерофеич (Владимир Воробьёв). Остальные герои как будто заимствованы из разных сказок репертуара театра юного зрителя. Купец Барабошев (Николай Ханжаров) — не московский купец, а скорее глупый король-маразматик, его мама Мавра Тарасовна (Ольга Щелокова) — фрейлина двора его величества, нянька Филицата (Раиса Пащенко) — Баба-Яга или Кикимора из русских сказок. Ещё более удивителен Платон (по идее — воплощение лучших качеств молодого человека), с его неожиданными жестами и эксцентричными выходками. Постановщик приложил максимум усилий, чтобы зритель не скучал… Зритель, и, правда, не скучал. Зал живо реагировал на шутки и жесты персонажей. Действо понравилось, только где здесь Островский?

ИТОГИ
Итоги подводили в пасхальное воскресенье. Обсуждение фестивальных спектаклей было в двух актах и продолжалось три часа. Члены жюри не обошли вниманием ни одну работу.
Единодушно хвалили наши “Семь казачьих распевов”. Председатель жюри Александра Лаврова вспомнила поимённо едва ли не половину всех исполнителей, занятых в этом спектакле, и отметила множество удачных режиссерских находок и актёрских работ. Недостатки тоже были замечены, но они, по большому счёту, не испортили общего положительного впечатления от спектакля.
Шахтинского “Художника” ругали. За драматургию, за сценографию, за режиссуру.
Критиковали таганрожцев за “Гарнир по-французски”. Сожалели, что именно эта работа была представлена на фестивале, вспоминали более серьёзные спектакли театра имени А.П. Чехова.
Очень благосклонно члены жюри отнеслись к спектаклю самого молодого в области новошахтинского театра. Его спектакль “День без даты” по мотивам произведений Николая Гоголя шел “дома”. Высокой оценки заслужил спектакль ростовского театра имени Максима Горького “Квартет”.
— Главная задача театра, — сказала известный критик Людмила Фрейдлин, — пробуждать в человеке добрые чувства, и когда ты видишь, как по залу идёт волна сочувствия к героям пьесы, пожилым артистам, это дорогого стоит.
Членам жюри понравилась работа ростовского театра кукол “Жеребёнок”. Очень понравился балет музыкального театра “Ромео и Джульетта”. Положительную реакцию вызвала и комедия А. Островского “Правда — хорошо, а счастье — лучше”. Хвалили сценографию, костюмы и главное — умение актёров их носить.
Критик и журналист Александр Пхида предложил найти для областного фестиваля более благозвучное название, чем “Декада донского театра”. Кроме того, по мнению Александра Семёновича, театры должны серьёзнее рекламировать сами себя, теснее работать с прессой.

НАГРАДЫ
Обсуждение фестивальных спектаклей проводилось в уютном зале кабаре “Арлекин” и продолжалось до самого начала заключительного шоу. Казачий драматический театр и здесь смог удивить коллег и зрителей. Молодые актёры нашего театра подготовили “капустник” из дружеских шаржей на работы участников фестиваля. Эти весёлые пародии были очень узнаваемы. Они чередовались с награждением номинантов XVI областного фестиваля театрального искусства.
Заместитель министра культуры Ростовской области Валерий Гелос первым вручил диплом коллективу Новочеркасского казачьего драматического театра “за оригинальную интерпретацию произведений М.А. Шолохова”. Диплом “за лучший любовный дуэт” получили Елена Климанова (Аксинья) и Игорь Лебедев (Григорий).
Актёров ростовского молодёжного театра Ольгу Щёлокову (Мавра Тарасовна) и Владимира Воробьёва (Сила Ерофеич) отметили как “захватывающий дуэт”. Их коллега Роман Меринов (Платон) получил диплом “за воплощение обаяния правды и счастья”. Раиса Пащенко (Филицата) отмечена дипломом в номинации “прекрасная няня”.
Дипломом была отмечена работа актёра шахтинского театра Николая Фомина (Вася из “Художника”).
Диплом с формулировкой” за успешный альянс” получил новошахтинец Игорь Древалёв, автор пьесы “День без даты” и её постановщик. “За достоверную многоликость” наградили актёров этого театра Олесю Агрызкову и Михаила Сопова, исполнивших сразу несколько ролей в фестивальном спектакле.
Ольгу Белинскую, исполнительницу роли Сюзетты в комедии таганрожцев “Гарнир по-французски” отметили “за комедийный блеск”.
Дипломом с формулировкой “квартет народных артистов” была отмечена работа мастеров сцены ростовского театра имени М. Горького — Тамары Яблоковой, Татьяны Шкрабак, Игоря Богодуха и Михаила Бушнова.
Художника ростовского театра кукол Ирину Литус наградили за сценографию спектакля “Жеребёнок”.
“За высокую сценическую культуру постановки спектакля “Ромео и Джульетта” был отмечен коллектив музыкального театра и солисты балета Олег Сальцев, Елизавета Мислер и Константин Ушаков.
ЗАНАВЕС row['name']