Сегодня:

Этими словами министра культуры Ростовской области Светланы Васильевой вечером 14 апреля был дан старт фестивалю “Декада донского театра”. Он проводится уже в шестнадцатый раз. Предыдущий был в городе Шахты, а первые фестивали проводились на ростовских сценах.
ПРОЛОГ
На этот раз в фестивальной афише восемь спектаклей. Три из них будут играться на родных сценах. Это спектакль ростовского кукольного театра “Жеребёнок”, балет “Ромео и Джульетта” музыкального театра и спектакль театра Новошахтинска “День без даты”. Работам театров Таганрога, Шахт, ростовского театра имени М. Горького, ростовского молодёжного театра отдана сцена казачьего драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской.
— Театры показывают свои лучшие спектакли, которые они сами избрали для фестиваля, — сказала Светлана Васильева, — “Декада донского театра” — это своеобразный смотр работ наших профессиональных театров. Жюри фестиваля предстоит оценить развитие театрального искусства у нас на Дону.
Заместитель главы администрации Новочеркасска Александр Вальтер, приветствуя участников и зрителей “Декады донского театра”, от имени мэра города Анатолия Волкова, и от себя лично, пожелал зрителям — ярких впечатлений, а коллективам театров – успешных спектаклей.
— Прекрасно, что в этом году декада проходит на новочеркасской сцене. Театр — это символ жизни, движения, творчества. Театр несет в себе вечные идеи гуманизма и красоты. Я верен, что искушённые новочеркасские зрители по достоинству оценят фестивальные спектакли, — сказал Александр Донатович.

А СУДЬИ КТО?
В составе жюри фестиваля почти все ростовчане. Екатерина Семёнова — заместитель председателя Ростовского отделения Союза театральных деятелей, Александр Пхида — журналист и театральный критик, Людмила Фрейдлин — председатель секции критики ростовского СТД, Марина Невилько — главный специалист министерства культуры области. Лишь председатель, Александра Лаврова, делегирована московским Союзом театральных деятелей.
Как таковых номинаций в фестивале нет. Решено по его итогам отметить всё самое лучшее, всё самое яркое, чем участники фестиваля порадуют зрителей. Финиш декады — 23 апреля.

“СЕМЬ КАЗАЧЬИХ РАСПЕВОВ”
Фестиваль открыли хозяева площадки, коллектив казачьего драматического театра. И надо сказать, открыли мощным аккордом. Романтическая трагедия Василия Пучеглазова по рассказам Михаила Шолохова задала хороший тон фестивалю.
Строго говоря, этот спектакль с трудом укладывается в какой-то классический жанр. Его не совсем обычная форма помогает за небольшой промежуток сценического действия крупными яркими штрихами показать трагедию казачества в начале двадцатого века. Спектакль начинается прологом, где зритель видит табун норовистых коней, который несётся куда-то в степь, поднимая до небес клубы пыли. Свободолюбие, независимость, самобытность казачества предопределили его участь…
Господствующий на сцене цвет — красный, цвет всепожирающего огня, цвет крови, которую проливали казаки сначала на фронтах Первой мировой, а потом уже в родных хуторах, рубя друг друга в братоубийственной войне. Дух страшного времени, когда люди потеряли человечность, когда одни насмерть бились за “новую” жизнь, а другие — за традиции предков, мастерски воссоздаётся коллективом новочеркасцев.
В спектакле занят почти весь актёрский состав театра. Ролей как таковых нет. Они условны (“белый” в одном эпизоде, в другом — становится “красным”), есть яркие запоминающиеся образы. Атаман (Леонид Шатохин), который случайно рубит в бою своего, ставшего на сторону красных, сына, а потом лишает жизни и себя, не находя возможности для дальнейшего существования на белом свете. Или многодетный Отец (Александр Иванков), для того, чтобы спасти от голодной смерти пятерых малых детей, он вынужден убить двоих старших сыновей, которых пленили “белые”.
“Семь казачьих распевов” — спектакль ансамблевый. Стремительность и многослойность действия требуют от каждого исполнителя предельной точности исполнения своей роли, полной эмоциональной самоотдачи. Непростой текст, сложный звукоряд казачьих песен, статические мизансцены, точно рассчитанная пластика каждого исполнителя должны составлять, и составляют единое целое. “Семь казачьих распевов” для нашего театра — спектакль “фирменный”, брендовый, работа, которая может и должна стать украшением репертуара казачьего театра. Это, пожалуй, самое лучшее, что было создано комиссаржевцами за последнее время.

“ЖИЛ­БЫЛ ХУДОЖНИК”
В программке этот спектакль обозначен как: “Почти реальная история в 2-х актах. Только для взрослых”, но работу шахтинского театра точнее можно было бы охарактеризовать, как мистическо-романтический китч* о китче, с элементами садо-мазо и техники колдовства вуду.
Главный герой пьесы московского драматурга Алексея Винокурова — художник-неудачник, картины которого никому не нужны. Для поправки семейного бюджета он даже пытается открыть на дому салон эротических услуг, но потом вдруг встречает своего злого гения Васю (именно Васю, а не Василия). Вася заказывает ему полотна с ужасными сюжетами, за которые щедро платит. На одном из полотен демон откручивает голову грешнику. Выясняется, что это полотно мистическим образом связано с Васей. Художник вонзает вилку в холст, а ранит самого Васю…
Зритель немного скучает, пока идет затянутый пролог, веселится, наблюдая за главным героем, обряженным в кожаную сбрую и ошейник, который общается с эксцентричной посетительницей своего “салона на дому” Эллиной. После антракта (на второе действие остались не все), наблюдает, как художник, разбогатевший на васиных заказах, решает порвать со своим “Мефистофелем” и храбро заливает проклятое полотно белилами. Демон повержен. Всё. Комедия? Назидательная история с претензией на какую-то философскую глубину? Самое смешное, что рефреном в этой пьесе идут объявления о выставках типа “Катастрофы человеческого тела”, “История пыток и казней” и прочей ерунды, которая как бы осуждается драматургом, а на самом деле составляет единое целое с его творением. “Салат” приправлен лирическими песнями вроде “С добрым утром, любимая!”
Шахтинцы играют эту историю с разной степенью мастерства, кто — более убедительно, как, например, Николай Фомин (Вася), кто — менее. В итоге их просто становится жалко. Обидно за актёров, вынужденных тратить силы на откровенную ерунду, которую зритель забудет ещё на лестнице, не успев выйти из театра. Хотя, наверное, и на этот спектакль найдется свой потребитель, как находятся они на бесконечные телесериалы, бульварные романы и реалити-шоу.

*КИТЧ, (нем. Kitsch — “халтура”, “безвкусица”). Ремесленное, лишенное творческого начала произведение, рассчитанное на внешний эффект, в отличие от подлинного произведения искусства. Разновидность массовой культуры, создающая или использующая такие произведения.

“ИГРАЕМ В ДРУЖНУЮ СЕМЬЮ, или ГАРНИР ПО­ФРАНЦУЗСКИ”
Фестивальный спектакль таганрогского театра имени А.П. Чехова поставлен по пьесе Марка Камолетти питерским режиссером Владимиром Голубом. Классическая французская комедия положений, где, как сказал один из героев пьесы: “Сплошные любовники, направо и налево”. Из-за того, что супруги Бернар и Жаклин увлечены этим самым “левохождением” и заваривается невероятно запутанная история, в которую вовлечены друг Бернара Робер, который на самом деле любовник его супруги, фотомодель Сюзанна, которая на самом деле любовница Бернара, но ей отводят роль поварихи, повариха Сюзетта, которой приходится играть роль племянницы Робера, и её муж-повар, который появляется в финале пьесы и готов всех порвать за свою жёнушку…
Лишь зритель знает точно, кто есть кто на самом деле, и оттого в зале то и дело слышится смех и аплодисменты.
Спектакль таганрожцев очень гармоничен. Хороший материал драматурга попал в руки хорошего режиссёра. К этому добавились замечательное оформление, великолепные костюмы, реквизит, музыка, четкая игра актёрского ансамбля. В итоге зритель получил два часа удовольствия от просмотра остроумного, легкого, весёлого, профессионально сделанного спектакля.
По словам директора театра Тамары Бувалко, эта комедия, премьера которой состоялась недавно, в начале марта, в Таганроге уже не нуждается в рекламе, зритель идёт на неё очень охотно. И неудивительно. Что — хорошо, то — хорошо.
“Декада донского театра” завершится 23 апреля, и новочеркасскому зрителю ещё предстоит встретиться с работами двух ростовских театров. 19 апреля академический театр драмы имени М. Горького покажет пьесу Р. Харвуда “Квартет”, а 21 апреля молодёжный театр сыграет произведение А. Островского “Правда — хорошо, а счастье — лучше”. Ну, что ж, посмотрим.

Фото автора
row['name']