Сегодня:

Шансов попариться в баньке у новочеркасцев становится все меньше

У моих родителей было “страшное” ругательство: “Пошли вы в баню…” Отчего, почему, не знаю, но, осознав сегодняшнее состояние большинства новочеркасских бань, начинаю постигать его смысл. Я бы посылала даже еще более точно: “Пошли бы вы в единственное оставшееся общее, бывшее мужское, отделение городской бани на Платовском в середине первого десятилетия двадцать первого века в Новочеркасске…”
Еще за полгода до того, как сложилась соответствующая ситуация, наши читатели начали сигнализировать: скоро в нашем городе станет негде просто попариться в баньке с веничками, с тазиками холодной воды, с пивом или травяным настоем, за символические деньги, в большой и спетой компании старых друзей. Бани просто умирают от старости. Общие отделения городских бань, которых осталось два — на Платовском и на Молодежной (в мкр. Октябрьском), сильно обветшали. Мужское отделение городской бани — почему-то сильнее, наверное, потому, что, поговаривают, мужчина более грязен, вонюч и волосат. В женском отделении городской бани сейчас идет реконструкция под прачечную.
Будет ли ремонт в мужском, а сейчас — единственном общем отделении, в коллективе не знают. Не знают даже в ДГХ. Предприятие меняет собственника, превращается в ООО, еще целый год будут происходить все необходимые юридические процедуры….
Это вселяет пессимизм.
Мы теперь моемся по очереди с сильным полом на его территории. Сначала, было — закрывая глаза, затыкая нос. Обслуживающий персонал бани здесь вовсе ни при чем. Они-то все свое рабочее время моют и чистят, вежливо и культурно встречают, провожают, физически помогают беспомощным пожилым людям или инвалидам войти, выйти, поднести тазик…
Этих скромных тружениц хочется назвать служительницами культа бани.
Интеллигентные люди работают почему-то именно в общественных банях за самые мизерные деньги. Может быть, баня — это действительно храм? Храм чистого, здорового человеческого тела? Вместилища сильного, здорового духа?
Еще Платон (античный философ и атлет) считал: “Сооружение бани — обязанность государства”. Посещение бани у древних греков было возведено в закон, за соблюдением его следили “смотрители”… Про римские термы тоже наслышаны все. Их посещение было настоящим праздником. Строили такие грандиозные бани, что в них могли одновременно мыться три с половиной тысячи человек. Один из бассейнов был — полтора на полтора километра…Как же измельчало человечество, если нас вполне удовлетворяет ежедневная помывка в собственной ванной полтора на полтора метра…
Были времена, когда (в средние века) бани прекратили свое существование, но эпидемии, выкосившие половину Европы, вправили мозги оставшимся в живых, которые осознали, что лучшее средство от всех болезней — чистота.

КОГДА БЫ НЕ БАНИ, МЫ БЫ ВСЕ ПРОПАЛИ

Потому что, как бы то ни было, еженедельная парная — самое легкое, дешевое и приятное профилактическое средство против вредоносных факторов окружающей среды и наших дурных привычек. Моя сильнокурящая, многопьющая кофе, неправильнопитающаяся подруга благодаря своей приверженности банной процедуре в своем “предпенсионном”, как она сама говорит, возрасте совсем не болеет ни простудными, ни другими болезнями и выглядит лет на десять моложе самой себя.
Ну и что, как попросили ее банную компанию из женского отделения в мужское… Конечно, стало гораздо теснее. То ли отделение поменьше, то ли сокращение вдвое “помывочных” дней сказалось, но иногда бывает просто негде поставить свой тазик. Но — дело того стоит. Здоровье сегодня — это деньги.
Трогательный банный феномен — бабушки, эти изумительные старушки, которые всю жизнь прожили в старом центре города без удобств, и ходили в баню сначала с мамами, потом с дочками, а сейчас их приводят попариться и помыться дочки или внучки. Просто посмотреть на эту идиллию – и то полезно. Может быть, благодаря этой облегчающей тело и душу процедуре бабушка и дожила до своего прекрасного возраста.
Или еще зрелище: миленькая “новорусская жена”, выходящая из джипа с тазиком и веником, во что бы то ни стало сохраняющая верность городской общей бане и компании, ведь не все ее подруги имеют средства платить за что-то более фешенебельное…
А у бабушек и альтернативы-то нет.
Итак, на весь Новочеркасск — две бани с общим отделением. На Октябрьском — совсем крошечная. Здесь мужской и женский пол тоже парятся по очереди. Мужчины — три дня, женщины — два. Я спросила, почему. “Мужчины понимают”, — ответила служительница.
Мне послышалось: “Маются”. Я спросила: “От безделья?” Женщина обиделась за своих клиентов. “Они ПОНИМАЮТ…Некоторые из них по три раза в неделю парятся…Через день”.
Служительница банного культа обратила внимание и на наш анонс статьи, состоящий из пословицы: “Кто о чем, а вшивый — о бане…”
“Нас оскорбили в прошлом номере газеты. Наши клиенты не вшивые. Они приходят сюда расслабиться и отдохнуть…”
Но не унизить, а возвысить мы хотели вас, потому что вы достойны работать, а ваши клиенты — отдыхать, в просторных, свежеотремонтированных помещениях, блистающих чистотой.
“Вшивые” — это мы. Это нам неймется. Это нам хочется, чтобы побольше было общественных бань в Новочеркасске. Чтобы работали они каждый день. Чтобы в тех, где вы трудитесь, а мы паримся, производился капитальный, а не симптоматический, ремонт. Потому что в имеющихся общих банях есть два бесспорно прекрасных явления: это сотрудники и парилки, почему-то самые качественные в городе.
По такому принципу работает “стим-рум”, распространенная на мировых курортах оздоровительная процедура: в помещение нагнетается пар. А так наши родные парилки напоминают своей закопченной убогостью атмосферу картины “Прачки” кого-то из художников-“передвижников” конца позапрошлого века. Сейчас билет “на одно лицо” в общее отделение стоит 50 рублей. Для бабушек и дедушек — это не мелочь, а в самый раз роскошь…Тем более, что ножницы между ценой и качеством очевидны…

БАНЕЙ МОЖЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАЖДЫЙ, КТО СПОСОБЕН
ДО НЕЕ ДОЙТИ

Какие виды бань есть еще в нашем распоряжении? Сразу скажу: они не для бабушек-дедушек, и не для больших однополых компаний, и не для мам с детьми. По трем причинам. Во-первых, цена, во-вторых, ограниченное время пользования — за час-два не расслабишься, в-третьих, это часто вообще другой жанр, требующий круглосуточного графика работы и наличия лежанок типа “сексодром”…
Одна из первых бань-саун в городе — “на Фрунзе”. Она родилась вместе с перестройкой. Ее посещали даже первые лица города, и вообще весь Новочеркасск, и мы тоже, а теперь в нее ходят наши выросшие дети…График ее работы висит у входа и радует: “…работает с 8 часов утра…” “И до которого часа?” “Круглосуточно!” Сеанс стоит четыреста рублей два часа. Четыре номера с бассейном, и столько же — без. Внутреннее убранство, как говорила одна учительница, “при хорошем отношении — на твердую “тройку”.
В бане “на Хотунке” — два отдельных “номера”. В том, что побольше, — отличный, просто-таки плавательный бассейн, в том, что поменьше, своя “фишка” — новая, одна из самых лучших в городе парная. Цена — триста рублей в час на четверых, и двадцать пять — тридцать с каждого дополнительного клиента. Банный интеръер — в рамках приличия, но случаются экзотические нюансы…
“Кабинетная” система представлена и наряду с общим отделением “на Октябрьском”. Обслуживание — такое же культурное, состояние — такое же жалостное: мрачноватое ощущение, что ремонт был сделан еще за те, “первые” деньги, которые потом начали съедаться высокими тарифами за воду, тепло и электричество. Цена — двести рублей в час.
Европейскую банную культуру в наш город принес Анатолий Ельников, тренер, массажист, мануальщик. Ему бы поставила памятник при жизни и назвала бы “Воспоминание о будущем”. В первые послеперестроечные годы в “Тонусе” на стадионе “Ермак” нам показали совсем другую жизнь. При уже начинающейся тотальной разрухе Ельников успел приучить нас к чистоте, к двум работающим одновременно парным, русской и сауне, на выбор, к тому, что бассейнов тоже должно быть два, теплый и холодный, что вода в них циркулирует и полностью обновляется за сутки…
С тех пор много воды утекло, у “Тонуса” сменилось несколько хозяев, и это не пошло на пользу заведению, в первые годы идеальному по соотношению цены и качества. И наша верность не выдержала испытания. Банная компания разбрелась: кто-то не потянул высокие цены, кто-то не пережил нечистых бассейнов, кто-то – невежливости персонала и общей деградации…
Как-то, года полтора-два назад, ностальгия замучила, и я решила пойти в “Тонус” в разведку боем. Записалась заранее, умышленно никого с собой не пригласив, чтобы не подвергнуть риску разочарования. За триста рублей в час я получила в свое распоряжение парилку со старыми знакомыми щелями (новая парная была почему-то на замке) и налитый ровно по колено теплый бассейн, по ощущению, просто недовылитый…И хотя, оценив стойкость, меня пригласили приходить еще, пообещав, что и бассейн дольют, больше я над собой экспериментов не ставила.
Но недавно стало известно, что старая парилка реконструирована, и работают обе — день — одна, день — вторая. Стоит это по-прежнему шестьсот рублей за два часа на четверых, плюс пятьдесят рублей, начиная с пятого человека, каждый час…
Судя по иногда имеющемуся на крыльце бани, как в былые времена, банному народу, благие перемены в “Тонусе” все-таки есть…

КОГО НЕЛЬЗЯ ВЫЛЕЧИТЬ С ПОМОЩЬЮ БАНИ, ТОТ УМРЕТ…

Есть у новочеркасцев еще одно ностальгическое воспоминание:общественная баня на Соцгороде, принадлежавшая при социализме электровозостроителям и приносящая им “много-много радости”, но в тяжелые годы развала предприятия попавшая в частные руки. И вот это старое здание дождалось своего часа. Правда, работающие на его реконструкции люди предупредили меня сразу, что это будет опять не для “бабушек”, которые, еще помня свои банные удовольствия, приходят узнать, что здесь происходит. “Это будут “кабинетики”? – наивно спросила я. Мне сказали: “Ну что ж, зайдите, посмотрите, какие здесь будут кабинетики…”
На первом этаже — холл и четыре огромных роскошных помещения, каждое с парной и большим, выложенным мозаикой с помощью кафельной плитки бассейном. Самое современное банное оборудование, какое есть в мире сегодня, устанавливается здесь. На втором этаже — гостиница. Вся эта инфраструктура строится в рабочем предместье с перспективой дальнейшего успешного развития новочеркасского электровозостроения. Уже сейчас приезжают делегации, подписываются намерения о сотрудничестве…Будет куда повести высоких гостей…
“А простым гражданам эта баня будет доступна?” “Отчего же нет, платите деньги и пользуйтесь”. “А сколько это будет стоить?” “Знаете ростовские цены? Так вот бани такого уровня в Ростове пока нет!”
Выходя со двора, попала “под раздачу”: прохожие бабушки, видя, что я выхожу с территории элитной стройки, зашипели мне вслед… Отношение людей к пиру во время чумы понятно. И первая ласточка еще не делает весны. Но баня — образ жизни. И бабушки понимают, что пока только для избранных.

“ЭХ, БАНЯ, МАТЬ ВТОРАЯ: ЛЕЧИТ, ПАРИТ, ВСЕ ПОПРАВИТ…”

Фото Николая Склярова
row['name']