Сегодня: 19 апреля 6852, Пятница

Нужно срочно оформить документы на получение паспорта, устроить детей в престижный вуз, “отмазать” от армии? Хочется, чтобы к приболевшим близким относились в больнице с нужным вниманием и необходимой заботой? Проблемы с сотрудниками милиции или налоговой инспекцией? Распрощавшись с несколькими хрустящими купюрами из своего кармана, можно быстро решить все вышеперечисленные проблемы.
Купить-продать, пожалуй, можно все — подпись под необходимым документом, звание, должность, нужное решение, тендер, государственное предприятие…. Суммы взяток, например, в бизнесе за четыре последних года превзошли доходы федерального бюджета. Проведенные фондом ИНДЕМ опросы тысячи предпринимателей показали, что за последние четыре года коррупционный рынок увеличился с 33,5 млрд. долларов до 316 млрд.(!). Средний размер взятки, даваемой предпринимателями чиновникам, вырос с 10 до 135 тысяч долларов. По данным того же фонда, за это же время объем рынка так называемой “бытовой” коррупции увеличился с 2,1 млрд. до 3 млрд. долларов.
В том, что в России брали, берут и, пожалуй, еще долго будут брать и давать взятки, вина не только продажных “чинуш”. К сожалению, у нас есть ментальная тяга решать свои проблемы не правовым путем, а следуя известной поговорке “Не подмажешь — не поедешь”. Ругая и обвиняя во всех бедах проворовавшихся чиновников и силовиков, мы платим, порой, мзду должностным лицам лишь за то, чтобы они всего-навсего приступили к выполнению своих обязанностей.
Нет доверия у граждан и к заявлениям власти избавиться от “поборников” в своих рядах, в возможности правоохранительных органов наказать не чистого на руку чиновника. “Да они там все за одно, откупится. Неохота связываться с системой. А что будет со мной, если все-таки его посадят, не будут ли мне мстить сослуживцы взяточника?” — это самые частые отговорки людей, которые не решаются обратиться за помощью в правоохранительные органы.
Однако есть и такая категория граждан, которая не приняла правила игры коррумпированной системы. За 2004-2005 г.г. только в УФСБ России по Ростовской области поступило более двух тысяч писем и обращений от жителей донской столицы и области. Часть из них как раз касается вымогательства, хищения денежных средств должностными лицами различных органов власти. По ряду обращений совместно с органами прокуратуры были возбуждены и расследованы уголовные дела по так называемым коррупционным статьям. За последние два с половиной года судами города Ростова-на-Дону и области было вынесено свыше двухсот обвинительных приговоров взяточникам и казнокрадам. Борьбу с коррупцией взяли под контроль полномочный представитель Президента в ЮФО Д. Козак и губернатор В.Чуб.
Есть ли результаты? Да, есть. Осужден глава Пролетарского (сельского) района Алексей Кабанов. Чиновника взяли с поличным при получении взятки в размере 300 тысяч рублей. Продолжается суд над бывшим главой Егорлыкского района Александром Цыпкиным. Ушлый “хозяйственник” организовал подконтрольную ему инфраструктуру. В течение нескольких лет ни одно фермерское хозяйство не имело права работать на егорлыкской земле, не заплатив Цыпкину. Получил реальный срок заключения и заместитель главы Миллеровского района Вячеслав Третьяков. Предприятия района безвозмездно отдали Третьякову свою продукцию общей стоимостью в один миллион долларов.
В 2005 году уголовное дело было возбуждено в отношении заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ Ростовской области Владимира Тимченко. Он обвинялся в хищении чужого имущества путем мошенничества с использованием служебного положения. Однако чиновник отделался легким испугом. Приговор оказался условным. Руководители районных жилищно-коммунальных хозяйств получали от Тимченко указания перечислять деньги по фиктивным документам на счета фирм-однодневок. Все полученные средства уходили на строительство загородной резиденции чиновника. Общая сумма присвоенного замминистром составила свыше 100 тысяч рублей. Удивительное в этой истории то, что никто из руководителей предприятий ЖКХ, которые перечисляли деньги, не удосужились поинтересоваться, а правомерны ли распоряжения В.Тимченко о переводе денег? Неужели региональные чиновники живут по “телефонному праву”?
В мае прошлого года в Донской столице была задержана глава муниципального учреждения “Чистый город” Надежда Эркенова. Она вымогала один миллион рублей у фирмы, которой сама, как руководитель государственного предприятия, задолжала пять миллионов. Сейчас Эркенова осуждена на 4 года.
За поборы, вымогательство и превышение должностных полномочий на скамью подсудимых попадают не только чиновники, но и сотрудники налоговой инспекции, милиции, прокуратуры, службы судебных приставов. Летом прошлого года задержан сотрудник налоговой инспекции одного из районов города Ростова-на-Дону. Он требовал у одного из предпринимателей за прекращение налоговой проверки 25 тысяч рублей. Оперативников, проводивших задержание, удивил возраст вымогателя. Им оказался 20-летний студент одного из экономических вузов. Его приняли на работу еще до окончания университета. Он был на хорошем счету у преподавателей и положительно зарекомендовал себя во время прохождения практики в налоговой инспекции. Если суд признает его вину, карьера молодого специалиста может так и закончиться, не успев начаться.
Правоохранительным органам удалось разрушить так называемую “касту неприкасаемых”, в том числе и в своих рядах. Несмотря на чин, должность, звание и связи. И независимо от суммы, которую он незаконно положил в карман, будь то 10 тысяч или 10 миллионов рублей.
Так в конце 2005 года сотрудники УФСБ России по Ростовской области совместно с сотрудниками Генеральной прокуратуры ЮФО задержали прокурора города Гуково А. Прядущенко. Блюститель закона, который по своим обязанностям должен был быть в первых рядах борцов с коррупцией, сам не грешил брать дань с предпринимателей. Ещё один “оборотень” при погонах подполковника — заместитель начальника одного из отделов милиции в г. Таганроге за отказ от возбуждения уголовного дела требовал у родственников задержанного 300 тысяч рублей. После передачи части денег он был задержан сотрудниками собственной безопасности. От выполнения своих обязанностей по обоснованным подозрениям в коррупционных действиях был отстранен председатель городского суда города Донецка и федеральный судья Аксайского района.
Прошедшие задержания поломали некоторые схемы получения взяток. Как показала оперативная практика, к самым распространенным — передача денег тет-а-тет из рук в руки и классическому откату, на котором попалась Н. Эркенова, “берущие” уже прибегают очень редко. Стали осторожней. Другая схема включает в себя третьего человека — посредника. Зачастую им выступает подчиненный или доверенное лицо чиновника, которому принадлежит мзда. Однако в таких случаях, когда дело доходит до суда, посредник все-таки отделывается минимальным наказанием, а организатору достается по полной. Собственную технологию поборов придумал замглавы Миллеровского района В.Третьяков. Он шел в ногу со временем. Им был организован некий стабилизационный фонд, в который все 28 хозяйств района отдавали часть урожая.
На смену этим схемам приходят другие. Например, оплата чиновникам личных дорогостоящих автомобилей или недвижимости. Есть и более изощренные и рассчитанные на получение долгосрочной прибыли. Поборы осуществляются в виде акций предприятий, долей или процентов с прибыли, участия в бизнесе, введения своих людей в правление фирмы.
Можно быть уверенным, что в этом году появятся новые ухищрения, как набить свой карман потуже. Правоохранительным органам придется столкнуться со свежими схемами поборов и откатов. Готовы ли они к борьбе с ними? Время покажет. Но тот факт, что “мздоимщики” засуетились, и земля под их ногами затряслась, им приходится изощряться, говорит о том, что они уже поверили в возможности правоохранительных органов посадить их на скамью подсудимых, и в политическую волю руководства страны избавиться от этой болезни, которая, если ее не лечить, может парализовать всю систему.
Вот только хорошие ли из нас “доктора”? С одной стороны, за ценой не постоим при решении интересующего нас вопроса, а с другой стороны, сетуем, что все берут. И каким “лекарством” надо лечить нас с Вами, уважаемый читатель, чтобы избавить нас от безразличия и вернуть веру в силу государства, которое нас защищает.

Фотоколлаж
Николая Склярова
row['name']