Сегодня:

“Палач не знает роздыха, но что ни говори:
работа ведь на воздухе, работа ведь
с людьми!”

ВОЗЬМУ ТАНК НАПРОКАТ!

Сильно не люблю быть в долгу, перед каким угодно лицом — хоть перед физическим, хоть перед юридическим. Когда, в начале апреля, как законопослушный абонент, я пожелал исполнить свой долг перед электросетями, квитанций нового образца на почте не оказалось. “Идите в электросеть, там выдают новые книжки”, — посоветовала кассир.
На двери абонентского отдела электросети, висело объявление о том, что новые книжки выдаются. Правда, не всем, а только жителям определённых улиц. Остальным предложено было “следить за сообщениями в СМИ”. Кроме того, чтобы получить эту пачку квитанций со скрепкой, необходимо представить ксерокопию паспорта, (а вдруг я — это уже не я?), ксерокопию документа на право пользования жильём. В этот список следовало бы добавить анализы всех членов семьи, пяток фотографий, 3х4 без головного убора, и характеристику с места работы, заверенную у нотариуса…
Тесное помещение абонентского отдела электросетей на Александровской было набито людьми, действовали лишь два окна из трёх возможных. Чтобы получить квитанционную книжку, по которой человек будет платить электросетям деньги, он обязан прийти во второй раз уже с нужными документами, занять на рассвете очередь, потратить время, и тогда, может быть, ему и дадут вожделенную книжку, по которой он станет платить свои деньги электросетям. Кстати, время приёма в абонентском отделе электросети совпадает со временем работы всех нормальных людей — с полдевятого утра, до полпятого вечера. Нужна книжка — отпрашивайся или прогуливай!
Периодическое перезаключение договоров — повальная эпидемия всех контор, почти как ежегодная волна гриппа. Зачем мне нужен этот договор — до сих пор не знаю. При этом клиенту надо по новой представлять все справки и реквизиты. А вдруг он пол сменил, а вдруг фамилию, а вдруг гражданство, а вдруг адрес? Года полтора назад горгазу тоже вздумалось поменять абонентские книжки. В очереди каждый день стояло человек 40-50, хоть и открыли несколько дополнительных окон, но все равно, полдня отдай, постой, подумай о бренности существования, ощути себя червём ничтожным пред величием и всемогуществом организации.
В конце прошлого года понадобилось мне переоформить в том же горгазе документы после приватизации жилья. Не тут-то было. “Идите в техкабинет, вам надо заключать новый договор” — сунула мне какую-то бумажку оператор абонотдела. Надо, так надо. Иду через проходную горгаза. “Вы куда?” — останавливает меня вахтер — техкабинет у нас до 11 работает” На часах 11.05. Техкабинет у них работает по причудливому графику, и не каждый день. Ладно, всё бросил, приехал на следующей неделе, в приёмный день, в приёмное время. Иду. “Вы куда? — останавливает меня вахтёр — сегодня техкабинет работать вообще не будет. Предпраздничный день”. И, правда, предпраздничный, в абонентском, не стесняясь клиентов, делили торт.
Мечтаю, подобно герою монолога Михаила Жванецкого взять, хотя бы напрокат, танк. Подъехал бы тогда к электросетям, повернул башню, направил бы пушечку на окно той самой “доброй и вежливой” женщины, которая со мной, когда я прошлой осенью книжку получал, разговаривала, как злой следователь с рецидивистом-маньяком-душителем, и спросил бы, учтиво, но, не вылезая из танка: “Будьте так любезны, милая женщина, очень вас прошу, пожалуйста, дайте мне книжку квитанционную, а то я прям, кушать не могу, так заплатить вам за свет хочется!” А то и бабахнул бы холостым зарядом (я ж не террорист какой) по бюрократии этой. Может, тогда, с перепугу, книжку бы мне дали, без проволочек, ксерокопий и результатов анализов родственников. Только где ж тот танк взять? Нету танка…
А если уж совсем без шуток, то получается, что мы, клиенты, абоненты, пользователи, на средства которых существуют все эти многочисленные организации, балующие нас разными услугами, для их работников и начальников — самые последние люди. У нас беззастенчиво воруют время, нас унижают, и всё это бюрократам сходит с рук. Это они работают, а мы просто так гуляем по их конторам. Отвлекаем их от важных дел своими глупыми вопросами, требуем к себе внимания за наши деньги! На нас, абонентов, клиентов и вкладчиков привыкли смотреть, как на назойливых насекомых-вредителей, не дающих покоя уважаемым занятым людям. Я сразу могу отличить нового клерка от опытного. Новичок по началу не раздражается по мелочам, не орёт на весь операционный зал: “А ну, тихо, вы, там!” Он даже может что-то объяснить тебе по-человечески, но, со временем, и он превращается в “добрую женщину” в окошке со стеклянным взглядом.
Представляю, как обидятся на меня, хама и гада такого, электрики и горгазовцы. Ну что ж, не все нам на них обижаться. Может, хоть чуть совесть шевельнется. Может быть, их руководители подумают над тем, как продуктивно организовать работу своих учреждений. Хотя, вряд ли. Ведь мы, абоненты, никуда не денемся, как миленькие, отстоим положенные бюрократами для нас часы в душной очереди к окошечкам с “добрыми женщинами”, которые всё никак не наедятся торта, чтобы получить квитанционную книжку или в очередной раз перезаключить никому не нужный договор.
Сейчас много говорят о национальных проектах. Доступное жильё, медицина, образование, развитие сельского хозяйства, — это важно. Но думал ли кто-нибудь о том, какой экономический и моральный вред наносит государству бюрократическая система, созданная в разных организациях и ведомствах, работающих с людьми? Наверное, настало время объявить бой ненужной бюрократии, которая разъедает общество, разрушает у людей веру во власть. С бюрократией на государственном уровне надо бороться так же, как и с коррупцией, криминалом, бедностью и опасными инфекциями.
Что делать? Предлагаю подумать всем вместе. Нас — много, бюрократов — меньше. Будут предложения — пишите в газету. Думаю, у каждого есть богатый опыт общения с разными конторами и их обитателями. А если у кого есть свободный танк на ходу, то готов обсудить условия проката…

P.S. На нашей улице — маленький праздник. Главпочтамт, этот заповедник очередей, с 1 апреля перешёл на новый график. Теперь он работает с 8 утра и до 9 часов вечера, без перерывов и выходных. Достойный пример для подражания другим организациям, где народ продолжает томиться в очередях. А вот если бы ещё на почте с некоторыми кассирами-операторами провели воспитательную работу, на тему “как себя вести с клиентами”, и жестко спрашивали бы за грубость и хамство, то, глядишь, и совсем было бы там хорошо.

Квитанции ­ новые, проблемы ­ старые

Такое вот письмо пришло в редакцию нашей газеты. Трудно, чертовски трудно не согласиться с автором этого эмоционального послания. Во-первых, я еще со времен своего дефицитно-советского детства не терплю стоять в очередях. А во-вторых, сколько раз меня самого мучила та же самая мысль: если вам нужны наши деньги, то уж потрудитесь сами грамотно организовать их прием. Впрочем, мысль эта, кажется, из разряда фантастических, абсолютно не приемлемых в существующей российской действительности. Организации-монополисты, а также близкий к такому положению Сбербанк, отнюдь не считают, что вообще существует какая-то проблема. Люди обязаны платить, а уж сколько времени они на это потратят, сколько нервов и здоровья оставят в ненужных очередях – их дело!
Впрочем, вернемся к фактам и их комментариям. Фактом является очередной ажиотаж у дверей абонентского отдела энергосбыта на улице Александровской. А прокомментировать ситуацию с порядком оплаты и выдачи новых книжек корреспондент “В“ предложил начальнику Первомайского отделения Новочеркасского филиала “Донэнергосбыт” Дмитрию Уржумову.
— Поясните, пожалуйста, в чем заключается проблема?
— Проблемы как таковой нет! Ажиотаж начался потому, что новые книжки по Первомайскому отделению выдаются только в центральном пункте. На почте и в отделениях Сбербанка по-прежнему идут отдельные квитанции, то есть листочки нового образца. На каждое отделение мы сами развозим эти штучные квитанции, чтобы жители могли нормально оплатить за потребленную электроэнергию.
— К сожалению, есть целый ряд жалоб на то, что в определенных почтовых отделениях не оказалось таких штучных квитанций. Закончились! Чья это недоработка?
— Это недоработка самих почтовых отделений, которые своевременно не заказали необходимое количество квитанций, которые мы подвозим им только по мере надобности. Получилась такая ситуация, что в некоторых отделениях ошибаются с заказом, раздают людям квитанции в неограниченных количествах, пачками: на всю улицу, на всех соседей. Поэтому кому-то их и не хватает. У нас возник спор с почтой, чтобы они упорядочили систему выдачи квитанций.
— Как производится выдача новых книжек?
— Все в порядке живой очереди подходят и обменивают старые книжки на новые. Хочу еще сказать, что сейчас в отделениях Сбербанка появились новые автоматы, которые позволяют пропускать только штучные квитанции. Я был свидетелем, как людей заставляют книжки расшивать. К сожалению, повлиять на это мы не можем. Это ноу-хау самого банка.
— На дверях энергосбыта вывешены объявления, что книжки выдаются только жителям определенных улиц. Это так?
— Как я уже говорил, пункт выдачи у нас один, а в городе абонентов порядка сорока тысяч. Поэтому, чтобы не создавать лишних очередей, мы поочередно выдаем книжки разным районам города.
— А необходимость приносить ксерокопию паспорта и документы на квартиру? Ведь раньше этого не было?
— Это вызвано действующим федеральным законом №210, согласно которому договор энергоснабжения с абонентами в частных домах может заключаться только с самим собственником, либо с его представителем по доверенности. Поэтому нужна документация, подтверждающая, что мы имеем дело действительно с собственником. Копия паспорта нужна для того, чтобы мы потом могли вести деловую переписку с абонентом, знали человека в лицо. Это помогает избежать всяких казусов и юридических ошибок.
— Когда намереваетесь завершить выдачу новых книжек?
— До конца апреля. Начали работу уже с середины марта. Хочу еще раз пояснить, что все, кто не успел получить книжку, пока могут по-прежнему оплачивать отдельными квитанциями.
— Оправдывает ли себя переход на новые квитанции и книжки? Сколько было уже нареканий от ваших абонентов?
— Некоторые люди, даже основная масса, понимают, что это необходимо, а нарекания идут от агрессивно настроенного меньшинства. Такие консервативные слои, как пенсионеры, всегда плохо относятся к новшествам.
— А была ли уж такая необходимость переходить на эти новые формы квитанций?
— Это не просто наша прихоть, а требование федерального законодательства. Раньше на листке были квитанция и извещение. Сейчас она тройная: извещение и два счета, один из которых выдается абоненту, а другой, как подтверждение, должен оставаться у нас.

Что же, с точки зрения энергосбыта, все действительно вполне обоснованно и логично. Только логика в таких случаях бывает всегда одинаковая, корпоративная. Разумеется, новые квитанции в том же “Донэнерго” придумали не для собственного удовольствия, поскольку сами “поимели” с этого множество лишних хлопот и конфликтов. Просто такова тенденция развития нашего общества: курс на полную бюрократизацию, которая иногда логически объяснима.

Фото Николая Склярова
row['name']