Сегодня: 20 апреля 2826, Понедельник

В эти апрельские дни Александру Сергеевичу Яковлеву, будь он жив, исполнилось бы ровно 100 лет. Но его нет среди нас уже 18 лет. Многие ли помнят о нем в наши дни, многие ли знают, кто он таков?
Генеральный конструктор авиационной техники А.С. Яковлев был выдающимся авиаконструктором практически всего периода советского авиастроения. За всю свою долгую и плодотворную творческую деятельность в области авиастроения он дважды был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а также звания лауреата Ленинской и семи Государственных премий. Он имел ученую степень академика АН СССР и воинское звание генерал-полковника, в годы Великой Отечественной войны был заместителем наркома авиационной промышленности. А.С. Яковлев избирался также депутатом Верховного Совета СССР 2-го – 10-го созывов.
Как авиаконструктор, А.С. Яковлев состоялся еще в первые годы советской власти. Ведь именно на заре советской авиации родился лозунг, указывающий путь будущим авиаторам: «От модели – к планеру, с планера – на самолет». Именно таким путем шел и молодой Александр Яковлев: сначала занимался в школьном авиамодельном кружке, а во время службы мотористом авиаотряда создавал свой первый самолет.
Слушатель академии имени Н.Е. Жуковского, военный авиаинженер, руководитель конструкторского бюро – вот основные вехи жизненного пути А.С. Яковлева. В трудное военное время Александр Сергеевич совмещал творческую работу на посту Главного конструктора с исполнением обязанностей заместителя наркома авиационной промышленности.
Истребители советского авиаконструктора Яковлева – легкие и маневренные – превосходили хваленые немецкие «мессершмитты» и «фокке-вульфы». Они сыграли важную роль в завоевании советской авиацией господства в воздухе и внесли значительный вклад в победу над врагом. Достаточно сказать, что истребители с маркой «Як» по численности составляли около двух третей всех выпущенных в СССР в годы Великой Отечественной войны истребителей. И.В. Сталин, обосновывая такую пропорцию, говорил авиационным генералам: «Фронтовым летчикам больше нравятся «Яки»!».
Многие советские летчики на одном «Яке» сбивали более десятка вражеских самолетов. Вот что писал А.С. Яковлев, например, об истребителе, на котором летал бывший строитель Новочеркасского паровозостроительного завода (ныне – НЭВЗ) Герой Советского Союза И.И. Клещев.
«Не могу не вспомнить, как со Сталинградского фронта в наше конструкторское бюро был доставлен самолет Клещева Як-9 с четырнадцатью звездочками на борту. Только на этом самолете командир полка уничтожил четырнадцать фашистских пиратов. Мы до сих пор храним у себя эту дорогую боевую реликвию».
Интересно отметить, что из всех советских, американских и английских истребителей, предложенных летчикам авиаэскадрильи «Нормандия» (впоследствии ставшей авиаполком «Нормандия – Неман») на выбор, французы выбрали Як-3 – самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны. Французское правительство высоко оценило боевые качества этого самолета и наградило А.С. Яковлева орденом Почетного легиона.
Деятельность авиаконструктора Яковлева была разнообразна и многогранна: в послевоенные годы под его руководством были созданы первый в советских ВВС реактивный истребитель Як-15 и самый крупный вертолет своего времени Як-24, первый в СССР всепогодный перехватчик Як-25 и первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36. В конструкторском бюро Яковлева разработаны также пассажирские самолеты: первый в СССР реактивный самолет для местных авиалиний Як-40 и комфортабельный авиалайнер Як-42 для авиалиний средней протяженности.
Но, наряду с созданием боевых и пассажирских машин, в течение долгих лет Александр Сергеевич оставался верен своему юношескому увлечению легкомоторной авиацией. На учебно-тренировочных и спортивно-пилотажных самолетах конструкции Яковлева учились летать и оттачивали спортивное мастерство несколько поколений советской молодежи.
Молодые герои Великой Отечественной проходили первоначальное обучение на УТ-2. Сменивший этот учебно-тренировочный самолет Як-18 знакомил с небом летчиков зародившейся реактивной авиации. На различных модификациях Як-18 делали первые шаги в воздухе советские космонавты, а советские летчики-спортсмены неоднократно выходили победителями на международных соревнованиях по высшему пилотажу.
Долгое время легкие крылья яковлевских машин – таких, как Як-50 и Як-52 – помогали молодежи СССР и стран народной демократии получить путевку в большое небо. Широкую популярность среди молодежи приобрела также увлекательнейшая, выдержавшая не одно переиздание, книга А.С. Яковлева «Цель жизни», в которой прославленный авиаконструктор рассказал о своем жизненном и творческом пути, ориентировал юношество на верный выбор жизненной цели. Благодарность и признательность молодежи были лучшей наградой подвижнику авиации.
Двадцать лет назад, накануне своего восьмидесятилетия, Александр Сергеевич сказал в одном из интервью: «Та цель, которая была передо мной поставлена, выполнена полностью». Целью жизни А.С. Яковлева была авиация, которой он и отдал весь свой огромный талант авиаконструктора.