Сегодня: 19 апреля 0167, Воскресенье

Тяга человечества к жалобам неистребима. В далеком прошлом мужики писали челобитные; в советское время тянулись к дедушке Ленину ходоки; теперь ущемленные в правах граждане обращаются в Европейский суд.
Некоторые, весьма наивные, горожане пытаются жаловаться местным чиновникам. И получают отписки, а иногда – ничего вовсе. На недавнем собрании во 2-й школе учителя и родители учеников пытались добиться от чиновников управления, когда мэр отреагирует на их письма, ведь прошло уже несколько месяцев. Чиновники обещали узнать, хотя говорили, что мэр – им не указ. Наверное, нашему мэру не указ и областной закон, четко регламентирующий порядок работы с обращениями граждан. По крайней мере, в нашей практике были случаи, когда ответы из «Белого дома» приходили спустя месяцев 5-6, не рождались вовсе…
«Частные лавочники» посчитали: знать этот закон не мешает, чтобы требовать от новочеркасских чиновников его соблюдения. Итак: читайте, запоминайте, пользуйтесь.

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
от 03.10.05 № 359-ЗС

Принят Законодательным Собранием 15 сентября 2005 года
Статья1. Предмет регулирования настоящего Областного закона Настоящий Областной закон определяет порядок и сроки рассмотрения обращений граждан государственными органами Ростовской области, государственными учреждениями Ростовской области, государственными унитарными предприятиями Ростовской области, органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями и их должностными лицами (далее также — органы и должностные лица) и распространяется на все виды обращений граждан, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телефаксу, телеграфу или иным путем, за исключением обращений, для которых федеральным и областным законодательством предусмотрены иные порядок и сроки рассмотрения.

Статья 2. Право граждан на обращение
1. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично или через своего представителя, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы и должностным лицам по вопросам, отнесенным федеральным и областным законодательством к их компетенции.
2. Обращения юридических лиц рассматриваются в порядке, установленном настоящим Областным законом для рассмотрения обращений граждан, если иное не предусмотрено федеральным и областным законодательством.

Статья 3. Основные принципы деятельности при рассмотрении обращений Основными принципами деятельности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений являются:
1) защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;
2) обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
3) своевременность и объективность рассмотрения обращений.

Статья 4. Формы обращений
1. Граждане вправе обращаться в органы и к должностным лицам письменно и устно. 2. Письменное обращение, в том числе коллективное, должно содержать наименование органа и (или) должностного лица, которым направляется обращение, изложение существа вопроса, фамилию, имя, отчество заявителя (представителя коллектива заявителей), данные о месте его жительства (месте пребывания), дату и личную подпись заявителя (представителя коллектива заявителей).
3. Обращение, не содержащее сведений о заявителе (фамилии и данных о месте его жительства (месте пребывания) и его личной подписи, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
4. Обращение, по содержанию лишенное смысла, с неразличимым текстом, содержащее нецензурную брань, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, в котором отсутствуют конкретные вопросы для разрешения, рассмотрению не подлежит.

Статья 5. Обязанности органов и должностных лиц при рассмотрении обращений
1. Органы и должностные лица:
1) организуют работу по рассмотрению обращений и обеспечивают необходимые условия для своевременного и эффективного рассмотрения обращений;
2) принимают обоснованные решения по существу поставленных в каждом обращении вопросов;
3) своевременно сообщают заявителям о решениях, принятых по обращениям, а в случае их отклонения указывают мотивы отклонения;
4) систематически анализируют и обобщают практику рассмотрения обращений;
5) в порядке контроля проверяют исполнение решений, принятых по обращениям.
2. Органы и должностные лица, к компетенции которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях, направляют обращения в пятидневный срок по принадлежности с письменным извещением об этом заявителя. При наличии в обращении, в том числе признанном анонимным, сведений о готовящемся или совершенном преступлении, оно незамедлительно направляется в правоохранительные органы.
3. Органам и должностным лицам запрещается разглашать сведения и распространять информацию о частной жизни заявителей, ставшие известными в связи с рассмотрением обращений, без их согласия.
4. Запрещается направлять обращения для рассмотрения в органы и должностным лицам, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

Статья 6. Права органов и должностных лиц при рассмотрении обращений.
Органы и должностные лица при рассмотрении обращений вправе:
1) приглашать заявителей для личной беседы;
2) в случае необходимости в установленном федеральным законодательством порядке запрашивать дополнительные материалы;
3) создавать комиссии для проверки фактов, изложенных в обращениях;
4) поручать рассмотрение обращения другим органам и должностным лицам в порядке подчиненности, кроме случаев, предусмотренных частью 4 статьи 5 настоящего Областного закона, контролировать ход рассмотрения обращений.

Статья 7. Права граждан при рассмотрении обращений
1. Заявители при рассмотрении обращений имеют право лично или через своего представителя:
1) запрашивать информацию о дате и номере регистрации их обращения;
2) представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органами и должностными лицами, рассматривающими обращение;
3) получать письменный ответ о результатах рассмотрения обращения;
4) обжаловать принятое по обращению решение в вышестоящий орган или должностному лицу, а также в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством;
5) осуществлять иные права в соответствии с федеральным и областным законодательством.
2. Лица, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются, пользуются правами, указанными в части 1 настоящей статьи, за исключением пункта 1 части 1 настоящей статьи.

Статья 8. Личный прием граждан
Руководители государственных органов Ростовской области, государственных учреждений Ростовской области, государственных унитарных предприятий Ростовской области, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий в установленном порядке организуют и проводят личный прием граждан, а также несут ответственность за его организацию.

Статья 9. Сроки рассмотрения обращений граждан
1. Обращения рассматриваются органами и должностными лицами в срок до одного месяца со дня их регистрации.
2. При необходимости проведения специальной проверки для разрешения вопросов, поставленных в обращении, истребования дополнительных материалов, принятия других мер, срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем и (или) заместителем руководителя органа, но не более чем на один месяц, с письменным уведомлением об этом заявителя.
3. В случае если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
4. Устное обращение регистрируется и рассматривается в общем порядке.
5. В сроки, установленные частями 1-4 настоящей статьи, не входит время, необходимое для уведомления заявителя о принятом решении.

Статья 10. Порядок рассмотрения обращений, поступивших из средств массовой информации
Обращения, поступившие из средств массовой информации, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Областным законом.

Статья 11. Ответственность за нарушение законодательства об обращениях
1. Нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений, установленных настоящим Областным законом, влекут за собой ответственность должностных лиц в соответствии с областным законом.
2. Заявители, обращения которых содержат заведомо ложные сведения, материалы клеветнического характера, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 12. Вступление настоящего Областного закона в силу Настоящий Областной закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области
В.Ф. Чуб

Количество и характер обращений граждан, поступивших в администрацию области в 2005 году
В администрацию области в 2005 году поступило 15677 обращений граждан. Это на 12 процентов меньше, чем в 2004 году. Из общего числа обращений граждан 1651 — коллективное заявление, что соответствует уровню 2004 года.
Больше всего обращений поступило от жителей городов: Ростов- на-Дону – 3979 (25 процентов), Шахты – 1243 (8 процентов), Таганрог – 853 (5 процентов), Новочеркасск – 712 (5 процентов), Волгодонск – 585 (4 процента), Новошахтинск – 513 (3 процента) и районов: Белокалитвинского – 681 (4 процента), Красносулинского – 447 (3 процента), Аксайского – 277 (2 процента), Неклиновского – 268 (2 процента), Каменского – 245 (2 процента).
Более 40 процентов обращений поступило по проблемам социального обеспечения. Наиболее часто граждане обращались по вопросам: оказания материальной помощи (10 процентов), льготного получения автомобилей по линии учреждений социальной защиты (5 процентов), присвоения звания «Ветеран труда» (3 процента). Увеличилась доля обращений с просьбой о разъяснении порядка применения льгот (5 процентов), обеспечения лекарствами (3 процента), по вопросам льготного проезда в пассажирском транспорте (1,4 процента). В два раза уменьшилось количество обращений, связанных с предоставлением субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Доля обращений граждан, связанных с проблемами жилищно-коммунального хозяйства, сохранилась на уровне 2004 года (21 процент). В тоже время в два раза уменьшилось число обращений по вопросам газификации и водоснабжения жилых помещений, на одну треть – благоустройства придомовой территории. На прежнем уровне сохранилась доля обращений по вопросам предоставления жилья (9 процентов) и отселения из аварийного жилья (2 процента).
В два раза выросло количество обращений граждан, несогласных с повышением тарифов по оплате услуг ЖКХ.
Поступающая корреспонденция рассматривалась в соответствии с Регламентом администрации области и Областным законом от 5 октября 2005 года № 359 ЗС «О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан».