Сегодня: 20 апреля 4301, Суббота

Первый анекдот можно рассказать сразу. О статистике: начальник съел две курицы, подчиненный – две пачки «анакома», в среднем они съели по одной курице с гарниром. Приблизительно то же самое мы видим по отношению к закону «О казачьей службе». Закон принят, начальство (атаманы) в восторге, казаки – в растерянности, в среднем – твердое «любо». Казаков больше, чем атаманов, поэтому речь пойдет об их отношении к закону.
Должен сказать, что, несмотря на различие в подчинении, и реестровые казаки, и общественные относятся к нему одинаково. Более лояльные просто не понимают, о чем речь, и ждут комментариев от юридически подкованной части правительства. Ортодоксы выражаются более конкретно и не всегда цензурно. Остальные высказываются осторожно, делая всевозможные предположения о работоспособности вышеупомянутого закона.
Начнем с лояльных. Анекдот о приватизации: собаку подводят к ее будке и говорят: «Видишь будку? Теперь она твоя!». По мнению казаков – это самый бесполезный закон со времен антиалкогольной кампании М.С.Горбачева. Казакам разрешили нести службу, т.е. работать там, где они и без этого закона имели право и могли работать. Более того, данный документ в какой-то степени нарушает конституционное право о приеме на работу любого человека, обладающего достаточной профессиональной квалификацией вне своего социального статуса или расовой принадлежности. Таким образом, дискриминация при приеме на работу была бы налицо, если бы не одно «но». Как отличить казака от не казака? У нацистов были хоть какие-то инструкции насчет признаков принадлежности к арийской расе. А в данном случае мы имеем 11 казачьих войск разного месторасположения, разной наружности и разного статуса (коренные, родовые, приписные, верхние, нижние и т.д.). Закон, даже с некоторыми признаками дискриминации, был бы уместен, как минимум, после признания казаков малой народностью и — никак не раньше. Разъяснений по этому поводу ждет довольно большая часть реестровых казаков.
Далее по списку идет мнение, так называемых, умеренных казаков. Анекдот о семейной жизни: жена мужу: «Дорогой, я тебе такой подарок купила, что ты со стула упадешь! Сейчас надену, покажу». Во все времена казачество сотрудничало с правительством на взаимовыгодной основе. Оно (казачество) несло службу по охране границ, участвовало в военных кампаниях и подавлении внутренних беспорядков, за что имело в своем пользовании довольно большую часть российской земли-матушки, которую использовало по своему усмотрению. Земля жаловалась царем за служение во славу России, а войско распределяло наделы между служилыми казаками в соответствии со статусом последних. Сегодняшнее положение дел несколько отличается от заведенного испокон веков. Закон практически обязывает казаков к несению всякого рода службы, не давая взамен ничего, кроме нищенской зарплаты, которой так славен Юг России. Такую постановку вопроса можно рассматривать только как очередной хомут на шею казачества. Причем как хомут вместе с седлом на спине, но без торбы с овсом перед глазами. Естественно, подставляться под пули браконьеров на таких условиях казаки не согласны. Таково мнение большинства реестровых и небольшой части общественных казаков.
Теперь немного о казаках-ортодоксах. Анекдот о прогрессе: любая идея проходит пять стадий: 1 – Ликование и энтузиазм при разработке; 2 – Выявление ошибок при наладке; 3 – поиски виновных; 4 – Наказание невиновных; 5 – Награждение непричастных. Принципиально настроенные казаки считают этот закон не только и не столько «хомутом на шею», но и абсолютно пустым, лишним, декларативным, ограничительным и отсылочным. Проще говоря, обычной ничего не значащей отпиской и большим поражением казачества. Фактически любой закон такого толка не должен быть принят ни в коем случае. Основное направление деятельности казачества в период возрождения – это признание казаков отдельным народом в рамках закона «О реабилитации репрессированных народностей» и ничего более. Остальное просто не нужно, да и не существенно. Ведь представителям признанных народностей не дают никаких привилегий по отношению к другим. Так и казакам этого не нужно. Хватит того, что они смогут, как в старые, добрые времена, иметь свои территории, государственность в составе РФ, свою культуру и систему самоуправления. «Концепция государственного развития казачества» уже разработана. Осталось совсем немного – добиться признания как народности, как «исторически сложившейся культурно-этнической общности людей». Такова, в сущности, позиция подавляющего большинства общественных казаков. Они считают, что Закон не только не решает проблем казачества, но еще больше обостряет противоречия внутри казачьего народа.
Ознакомившись с мнением трех основных групп рядовых казаков, можно сделать вывод, что вполне понятные амбиции казаков столкнулись с вполне понятной позицией правительства. Результатом стал вполне реальный закон, который ни к чему не обязывает обе стороны. На мой взгляд, если не обращать на него особого внимания, то вреда от Закона не будет… Впрочем, как и пользы.