Сегодня:

Cлава наших предков увековечена в названиях улиц и площадей, художественных произведениях и исторических памятниках. Но, пожалуй, самым бесценным ее воплощением являются боевые награды и ордена. Одна из самых почетных российских наград — Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия.
В минувшую среду нам довелось узнать подробно историю этой почетнейшей награды. Младший научный сотрудник Музея истории донского казачества Елена Романовна Бородина провела для нас своеобразный урок воинской славы на базе музея. Интересными музыкальными иллюстрациями к рассказу Елены Романовны нас порадовал ансамбль казачьей песни «Родник», руководит которым является И.А. Фирсова.
История Ордена святого Георгия очень интересна, и мы, воспитанники новочеркасского суворовского военного училища МВД России, считаем полезным рассказать ее новочеркасским школьникам. Мы хотим, чтобы в наше тяжелое время молодое поколение обратилось к светлым идеалам чести, достоинства и мужества.
Императрица Екатерина II, утверждая 23 ноября 1769 г. статут ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, указала, что он «должен почитаться учрежденным с 1769 года месяца Ноября с 26 числа, в который день Мы знаки однако на Себя возложа, пожаловали чрез долгое время с отличностью Нам и отечеству служащих». День для учреждения ордена выбран был не случайно: 26 ноября (9 декабря нового стиля) Православная Церковь отмечает освящение церкви Великомученика Георгия в Киеве, построенной в 1036 г. после победы над печенегами.
Учреждение военного ордена было частью военных реформ, проведенных в начале екатерининского царствования, которые укрепили русскую армию в преддверии войн, протянувшихся нескончаемой чередой до конца XVIII в., позволили ей под руководством П.А.Румянцева, Г.А.Потемкина, А.В.Суворова одержать целый ряд блестящих побед. Учреждение военного ордена должно было явиться моральным стимулом для всего офицерского корпуса, а не только генералитета, как ранее учрежденные ордена. Чтобы повысить значимость ордена, Екатерина II приняла на себя и своих преемников «сего ордена Гросмейстерство» в знак чего и возложила на себя знаки 1-й степени.
Знаки ордена Св. Георгия выглядят скромнее знаков всех других российских орденов: белый эмалевый крест с золотой каймой, посредине которого на лицевой стороне изображение Св. Георгия, поражающего копьем змия, а на оборотной – вензеля святого; звезда старших степеней золотая четырехугольная с вензелем святого в центре и орденским девизом: «За службу и храбрость», лента из двух желтых и трех черных полос. Кавалеры 1-го класса ордена носили крест на широкой ленте, надетой через правое плечо и звезду на левой стороне груди, 2-го класса – такой же крест на такой же ленте на шее и звезду на груди слева, 3-го класса – крест меньшего размера на ленте меньшей ширины на шее, 4-го класса – такой же крест на ленте такой же ширины в петлице кафтана. Позднее размер креста и ширина ленты стали для каждой степени разными.
Уже в скором времени орден Св. Георгия занял совершенно исключительное положение в российской наградной системе и сохранил его до конца своего существования.
В статуте ордена подчеркивалось, что получить его можно было только за личные заслуги, «ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны» в расчет не принимались. Для офицеров – выходцев из недворянской среды с учреждением ордена Св. Георгия открывалась новая возможность приобретения потомственного дворянства. Таким образом, выходец из низших сословий, получив орден Св. Георгия даже 4-й степени, становился потомственным дворянином. Кроме того, старшим по времени пожалования кавалерам полагалась ежегодная орденская пенсия.
Получить орден Святого Георгия можно было не только за личную храбрость и полководческое искусство, но и за безупречную службу в офицерских чинах в строю в течение двадцати пяти лет, а для морских офицеров – также за совершение восемнадцати морских кампаний. На кресте 4-й степени, выдававшемся за эти заслуги, с 1816 г. помещалась соответствующая надпись. Тем не менее, это нельзя считать каким-то знаком выслуги: на самом деле срок службы или число совершенных кампаний далеко не всегда соответствовали обозначенным на кресте. В срок выслуги для получения ордена засчитывалась не всякая служба, и не всякое плавание шло в счет морских кампаний, но, в то же время, участие в некоторых сражениях и в ряде плаваний сокращало срок выслуги. Сокращало его также получение орденов Св. Владимира 4-й степени с бантом, а позднее и Св. Анны 3-й и 4-й степеней, золотого оружия, а также Высочайшего благоволения. По статуту 1833 г. для получения ордена за долговременную службу требовалось участие хотя бы в одном сражении, исключение было сделано только для морских офицеров, но число кампаний, которые нужно было совершить, было увеличено до двадцати. 2 февраля 1855 г. кавалеры, получившие орден за безупречную службу, а затем совершившие подвиг, не подходивший под правила статута ордена Св. Георгия высшей степени, но достаточный для награждения четвертой, получили право носить свой крест с бантом из орденской ленты. Таких награждений было всего четыре. Именным указом 15 мая того же года награждение орденом Святого Георгия за безупречную службу было отменено.
Примечательно, что во время первого в его царствование празднования дня учреждения ордена Св. Георгия Александр I имел на себе знаки первой степени этого ордена. Однако, только Император Александр II, вторым после основательницы ордена Императрицы Екатерины II, официально возложил на себя знаки первой степени ордена Св. Георгия. Произошло это в день столетнего юбилея ордена. Такой поступок нельзя считать каким-то «самонаграждением», напротив, это означало принятие ордена под личное покровительство монарха, ставило его в один ряд с императорскими регалиями.
Первой степенью ордена Св. Георгия было награждено 23 человека, вторую получили 124 человека, третью – около 640 и четвертую – около 15 тыс. человек. Любопытна статистика награждений четвертой степенью ордена. За боевое отличие им было произведено свыше 6700 награждений, за двадцатипятилетнюю службу – свыше 7300, за совершение восемнадцати кампаний – около 600, а двадцати кампаний – всего 4. Всеми степенями ордена Св. Георгия были награждены только М.И. Голенищев-Кутузов, М.Б.Барклай де Толли, И.Ф.Паскевич и И.И.Дибич. С 1849 года имена кавалеров Ордена заносились на специальные мраморные доски в Георгиевском зале Кремля.
Считаем, что новочеркассцы должны особенно гордиться тем, что основатель казачьей столицы, атаман Матвей Платов также был георгиевским кавалером.
От имени суворовцев 1 курса мы выражаем огромную благодарность руководству музея и лично Елене Романовне Бородиной за интересный урок, после которого мы еще больше гордимся историей наших предков!