Сегодня:

Уходят в прошлом очереди на жилье. Не потому, что все стоящие в них десятилетиями, наконец-то, получили благоустроенные квартиры, а потому, что закон устанавливает теперь иное. Все изменил новый Жилищный кодекс, вступивший в силу с 1 марта 2005 г. Согласно его 49-й статье, жилые помещения по договорам социального найма из государственного или муниципального жилого фонда предоставляются малоимущим гражданам. Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
7 октября 2005 г. губернатор Ростовской области В.Ф. Чуб подписал принятый Законодательным собранием областной закон № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области». Мы публикуем его сегодня.

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН «ОБ УЧЕТЕ ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» от 07.10.05 № 363-ЗС

Принят Законодательным Собранием Ростовской области 15 сентября 2005 года

Глава 1. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 1. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, (далее – учет) принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет, (далее – орган местного самоуправления) нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
2. Принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи. Форма заявления устанавливается нормативным правовым актом Администрации Ростовской области.
3. На учет одновременно с заявителем принимаются проживающие совместно с ним и постоянно зарегистрированные по данному адресу члены его семьи, в том числе временно отсутствующие члены его семьи, за которыми по закону сохраняется право на жилую площадь.
4. К членам семьи гражданина в целях принятия на учет по его заявлению относятся:
1) супруга (супруг);
2) совместно с ним проживающие дети до вступления в брак, за исключением случаев обеспечения жильем вне очереди;
3) совместно с ним проживающие родители;
4) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, признанные в судебном порядке членами его семьи.
К членам семьи погибшего (умершего) относится также вдова (вдовец) до повторного вступления в брак.
В случаях, когда супруги фактически проживают и зарегистрированы по разным адресам, совместное их принятие на учет допускается при условии, если суммарная общая площадь жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, ниже учетной нормы общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
5. Принятие на учет недееспособного гражданина осуществляется на основании заявления о принятии на учет, поданного его законными представителями. Принятие на учет детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей, до момента достижения ими совершеннолетия осуществляется на основании заявления органа опеки и попечительства, поданного в орган местного самоуправления не позднее одного года по достижении ребенком возраста четырнадцати лет.
6. К заявлению прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи (все страницы);
2) копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;
3) документы, подтверждающие состав семьи, выданные уполномоченной организацией;
4) справка предприятия технической инвентаризации и выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) по состоянию на дату подачи заявления о наличии (отсутствии) жилья, земельного участка и иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности и подлежащего налогообложению, на всех членов семьи в муниципальном образовании, в котором подано заявление о принятии на учет;
5) в случае, если в течение пятнадцати лет до момента подачи заявления о принятии на учет гражданин и члены его семьи проживали в ином муниципальном образовании, справка предприятия технической инвентаризации и выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) по состоянию на дату подачи заявления о наличии (отсутствии) жилья, земельного участка и иного недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности и подлежащего налогообложению, на всех членов семьи в муниципальном образовании, в котором проживала семья;
6) документы, подтверждающие правовой статус занимаемого жилья;
7) копии свидетельств о браке (расторжении брака), о рождении (смерти) членов семьи;
8) копии удостоверений, других документов, дающих право на дополнительную жилую площадь в соответствии с федеральным законодательством;
9) справка военного комиссариата установленного образца для семей, потерявших членов семьи, определенных частью 4 настоящей статьи, в период прохождения службы по призыву на территории Северо-Кавказского региона;
10) выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета;
11) выданная уполномоченным органом или организацией справка, подтверждающая наличие хронического заболевания, включенного в установленный Правительством Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний, либо степень инвалидности;
12) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – копии документов, подтверждающих их статус;
13) иные документы, предусмотренные федеральным законодательством.
7. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным или областным законом категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
8. Орган местного самоуправления выдает гражданину расписку в получении заявления с указанием перечня приложенных к нему документов и даты их принятия органом по форме, установленной нормативным правовым актом Администрации Ростовской области.
9. Заявление с приложенными к нему документами регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет, которая ведется по форме, установленной нормативным правовым актом Администрации Ростовской области.
10. Рассмотрение заявлений граждан и проверка оснований для принятия их на учет осуществляется органом местного самоуправления. Орган местного самоуправления проверяет представленные документы, проверяет жилищные условия гражданина и составляет акт по форме, установленной нормативным правовым актом Администрации Ростовской области. По результатам рассмотрения не позднее, чем через тридцать рабочих дней со дня предоставления гражданином документов, принимается решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет, которое оформляется правовым актом органа местного самоуправления.
11. Орган местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, выписку из правового акта органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет по форме, установленной нормативным правовым актом Администрации Ростовской области.
12. Граждане (в том числе члены семьи), которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. При предоставлении гражданам, намеренно ухудшившим свои жилищные условия, жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению таким гражданам жилого помещения по договору социального найма.

Статья 2. Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Орган местного самоуправления ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по единому списку в порядке очередности принятия на учет.
Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, включаются в отдельные списки.
2. Принятые на учет граждане включаются в книгу учета, которая ведется органом местного самоуправления как документ строгой отчетности по форме, установленной нормативным правовым актом Администрации Ростовской области.
3. На каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело по форме, утвержденной нормативным правовым актом Администрации Ростовской области.
Учетное дело помимо документов, указанных в части 6 статьи 1 настоящего Областного закона, должно содержать:
1) опись документов;
2) решение органа местного самоуправления о признании гражданина и членов его семьи малоимущими;
3) акт обследования жилищных условий;
4) выписку из правового акта органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет.
4. Орган местного самоуправления обеспечивает надлежащее оформление и хранение книг учета, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Книги учета и учетные дела граждан, нуждающихся в жилых помещениях, после обеспечения их жилыми помещениями по договорам социального найма подлежат хранению в органах местного самоуправления в течение пятнадцати лет.
5. Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля орган местного самоуправления проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете. В ходе перерегистрации органом местного самоуправления подтверждаются факт проживания в данном муниципальном образовании, состав семьи, документы о регистрации по месту жительства.
В случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для принятия на учет (изменения состава семьи, жилищных условий гражданина либо членов его семьи), он (гражданин) обязан в течение месяца со дня возникновения указанных обстоятельств сообщить об этом органу, принявшему его на учет.
6. Орган местного самоуправления вправе раз в три года потребовать от граждан, состоящих на учете, документы, установленные частью 7 статьи 1 настоящего Областного закона, для перерегистрации граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
7. Право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Областного закона, для снятия их с учета.

Статья 3. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены в полном объеме документы, предусмотренные частью 6 статьи 1 настоящего Областного закона;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек срок, предусмотренный частью 12 статьи 1 настоящего Областного закона.
2. Решение об отказе в принятии на учет оформляется правовым актом органа местного самоуправления и должно содержать мотивированные основания такого отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется заказным письмом гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Статья 4. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
2. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма в порядке, установленном настоящим Областным законом.
Такими основаниями являются:
1) обеспеченность жильем на одного члена семьи 9 и менее квадратных метров жилой площади;
2) проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживание в квартирах, занимаемых несколькими нанимателями, имеющими в своем составе лиц, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживание в одной или же в двух и более смежных неизолированных комнатах разведенных супругов, при условии образования новой семьи хотя бы одним из бывших супругов;
5) проживание свыше трех лет в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживание свыше трех лет на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и частного жилищного фонда;
7) проживание в служебных жилых помещениях граждан, не имеющих другой жилой площади;
8) проживание в коммунальных квартирах граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших с момента аварии на Чернобыльской АЭС участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения, или занятых в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
3. Граждане, не представившие более трех лет подряд документы для перерегистрации, проводимой органом местного самоуправления в соответствии с частью 5 статьи 2 настоящего Областного закона, снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
4. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом местного самоуправления не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Статья 5. Учетная норма площади жилого помещения
1. Минимальный размер учетной нормы площади жилого помещения (далее – учетная норма), исходя из которого органом местного самоуправления определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет от 6 до 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
2. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Статья 6. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма
1. Минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет:
от 25 до 33 квадратных метров общей площади жилого помещения – для одиноко проживающих граждан;
от 34 до 42 квадратных метров общей площади жилого помещения – на семью из двух человек;
от 15 до 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
2. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда устанавливается органом местного самоуправления.
3. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, определенным федеральным или областным законодательством, составляет:
33 квадратных метра общей площади жилого помещения – для одиноко проживающих граждан;
42 квадратных метра общей площади жилого помещения – на семью из 2 человек;
18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
4. В исключительных случаях общая площадь предоставляемого жилого помещения может отличаться от установленной нормы предоставления не более чем на 10 процентов, при условии отсутствия подходящего по метражу жилья в связи с проектным решением, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.
5. Отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения в размере не более 10 метров общей площади жилого помещения.
Порядок и условия предоставления дополнительной общей площади жилого помещения и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются федеральным и областным законодательством.
6. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за пятнадцать лет, предшествующие предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, совершившему гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, что привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, учитывается площадь жилого помещения, находившегося у него в собственности.