Сегодня: 20 апреля 9452, Вторник

Многим жителям Новочеркасска, так же, как и автору этих строк, регулярно приходится добираться на работу или домой, на вокзал или на рынок в маршрутных такси. Эти юркие “Газели” удачно вписались в нашу жизнь. Вместо того, чтобы давиться, стоя в переполненном рейсовом автобусе, можно заплатить всего на пару рублей больше и ехать в относительном комфорте и с чувством собственного достоинства. Это в теории. А что на практике?
Практика отличается от теории, как обычно, вмешательством человеческого фактора. Вы наверняка не раз смотрели забавные сюжеты типа: “Сколько человек может влезть в “запорожец”? Очень весело. Когда же водитель маршрутного такси пытается побить абсолютный рекорд вместимости для “Газели”, так весело это уже не выглядит. Можно с пониманием отнестись к тому, что на середине маршрута водитель почти всегда подбирает парочку стоячих пассажиров. Все мы люди, спешим, опаздываем. Как не помочь? Но, похоже, водительскому сочувствию просто нет предела. Однажды в маршрутном такси автор этих строк лично наблюдал, как вместо 13 штатных пассажиров сердобольному водителю удалось принять на борт 21 человека. То есть 8 неприхотливых и спешащих граждан разместились в салоне, стоя или сидя верхом на остальных. Впрочем, никаких протестов никто водителю так и не высказал. Значит, все в порядке, довольны все?
“Существует паспорт технического средства, который определяет вместимость автобуса, и правила перевозки. В паспорте большого автобуса, к примеру, указано, что сидячих мест 30, а стоячих — 40, то есть его конструкция и его грузоподъемность рассчитаны на это количество пассажиров. Для “Газели” же никаких стоячих мест однозначно быть не может. Это перегруз и в нем виноват водитель, нарушающий свою должностную инструкцию” — так прокомментировал ситуацию начальник отдела промышленности и транспорта администрации Новочеркасска В. Прудников.
— Виктор Михайлович, а почему нельзя брать лишних пассажиров, чем это чревато?
— Может быть, травматизмом, а может быть, и ничем, кроме недовольства самих пассажиров, но делать этого все равно нельзя! Водитель идет на нарушение инструкции просто потому, что хочет заработать незаконным путем в ущерб своему предприятию.
— Кто должен контролировать работу водителей?
— Этим, в первую очередь, обязаны заниматься службы безопасности движения на самих автопредприятиях, а также транспортная инспекция и ГИБДД. У всех предусмотрена возможность штрафных санкций. Координирующую роль играет наш отдел. Мы неоднократно выезжали на линии с комплексными проверками. Что можно сказать? Массовых нарушений не отмечено. “Шалят” отдельные водители.
В принципе, можно согласиться с мнением В. Прудникова, о том, что работа городских маршрутных такси с перегрузом не является массовым явлением, тем более, происходит такое лишь в пиковые часы наплыва пассажиров, которые случаются не на всех маршрутах.
Все же, по субъективному мнению автора, водители НПОПАТ грешат перегрузом чуть реже своих коллег. Полагаю, что не из-за своей кристальной душевной чистоты, а только за счет более жестких санкций к нарушителям, действующим на предприятии. Поэтому вопрос о борьбе со “стоячим” проездом адресую директору ООО “Курьер”, второго по масштабу предприятия, занимающегося пассажирскими перевозками в Новочеркасске, С. Краснощекову.
— Перевозка стоячих пассажиров категорически запрещена. На предприятии существует план проверок, согласно которому 3 раза в неделю инженер по безопасности движения и бригадир выезжают на проверку. С теми, кого “накрыли”, разбираемся в административном порядке. Сперва предупреждение, затем, если не понимают, переводим на тот маршрут, где нет напряженного пассажиропотока.
— Скажите, а зарплата водителей зависит от выручки?
— Нет.
— Зачем же тогда водители идут на явные нарушения?
— Это старый подход, люди уже наработали своих клиентов. Хорошие знакомые постоянно ездят. Вот недавно спрашиваю одного, зачем взял перегруз? Говорит, мол сами под колеса лезут, умоляют: забери! Тяжело их переубедить, но решить проблему стараемся. Обо всех случаях перегруза или других нарушений пассажиры могут сообщать в бригадирскую службу по телефону 66670.
Что же, очень приятно слышать о столь бескорыстном человеколюбии водителей маршрутных такси, хотя сомнение остаётся… К сожалению, в нашей стране все и всегда действительно зависит от человека, а не от закона. К примеру, в должностной инструкции водителя предписано подбирать и высаживать пассажиров только на остановках, которые, кстати, имеются не везде. Читатели и сами прекрасно знают, что это нереально. Самый законопослушный водитель рано или поздно плюнет на свою инструкцию, когда пассажиры ежесекундно просят ее нарушить. Просят пенсионеры и инвалиды, умоляют очаровательные девушки и катастрофически опаздывающие на пару студенты. “Остановите на перекрестке…, у магазина…, у того дома…”. Сердце не камень, а жизнь не умещается в параграфах документа. В этой части инструкцию нарушают все водители “маршруток” без исключения. Но если можно регулярно не соблюдать один пункт должностной инструкции, то чем лучше остальные? В конце концов, ведь никто не заставляет пассажиров ехать стоя. Пока они готовы с этим мириться, никакие проверки водителей не перевоспитают.

Фото Николая Склярова
row['name']