Сегодня:

Пассажирами не рождаются. Ими становятся.
Однако стать настоящим пассажиром дано не каждому. Только годы упорных ежедневных тренировок, коими являются автобусные поездки бок о бок, нос в нос, колени в колени с малознакомыми, а чаще вовсе незнакомыми людьми могут ввести нас в ТРАНСпортное братство.
В этом братстве все уравнены в своих правах и возможностях, в нем всех нас связывает воедино одно стремление и одна цель — уехать в нужном направлении и добраться до места назначения живыми, по возможности здоровыми, а в идеале еще и вовремя.
Среднестатистический пассажир общественного транспорта в нашей стране – это бесполое существо неопределенного возраста, располагающее тощим кошельком и обремененное скверным характером. Это существо пронырливо, ворчливо и постоянно чем-то недовольно. Оно без конца «просыпает» свои остановки, вечно норовит проскочить не в ту дверь, бестолково толчется в середине салона, не желая забиваться в «зад», ни с того ни с сего падает в обморок от духоты и периодически нервирует водителей льготными проездными.

Эта характеристика выведена не на пустом месте, ведь лица, на 90 процентов составляющие современный «пассажиропоток», это студенты, старики и малооплачиваемые бюджетники. Они давно смирились со многими транспортными неудобствами, переполненными салонами, задержкой или отменой рейсов и приспособились к основным пассажирским тяготам и лишениям. Наш пассажир прекрасно знает, что являть в общественном транспорте свою половую принадлежность или старческую немощь – признак дурного тона. Женщине ждать, что ее пропустят вперед или уступят место так же самонадеянно и глупо, как ездить в автобусе в широкополой шляпе или длинном пальто. В толчее шляпу ненароком собьют, пальто случайно истопчут, а в случае возмущения посоветуют «брать такси». Старики, заносимые на утренние автобусные рейсы крайней нуждой, хорошо понимают, что с местом они могут оказаться лишь по чистой случайности. Они хорошо усвоили, что в лучшем случае их по-доброму напутствуют «не переться на автобус чуть свет, а сидеть дома на печке». Поэтому многие из них научились мужественно стоять во время поездки, не претендуя на снисхождение и сочувствие. Обезличенные толпой мужчины и женщины, взрослые и дети в равной степени хамят друг другу и уже почти не реагируют на хамство водителей. На прошлой неделе автор этих строк была свидетелем сцены, когда в одном из городских автобусов (к слову, маршрута №2) водитель громко накричал на парня, вошедшего в среднюю дверь: «Жаль, что я совсем тебе голову не раздавил!». Монолог происходил в тот момент, когда проникший не в ту дверь пассажир пробился сквозь толпу к водительскому месту и оплачивал проезд. Выходит, пытаясь наказать злоумышленника, водитель придавил-таки его дверью. Но, как говорится, не совсем удачно, о чем публично сожалел. В ответ парень лишь тихо оправдывался, а окружающий народ просто фиксировал сказанное в сознании, радуясь, что случившееся не касалось их самих. Однако подобные «наказания» водителями пассажиров имеют иногда более драматическое развитие.
Коллаж Николая Склярова.
row['name']