Сегодня:

Живопись, скульптура, резьба по дереву, по рогу и кости, оружие, ювелирные изделия — трудно поверить, что всё это плоды творчества и фантазии одного человека. Но это — факт. Гости персональной выставки члена Союза художников России Льва Елисеева смогли убедиться в этом сами.
Выставка, открывшаяся 20 сентября в зале дома-музея И.Крылова, юбилейная. Она приурочена к 75-летию со дня рождения Льва Викторовича, и 50-летию его творческой деятельности. Почётным гостем открытия юбилейного вернисажа Художника был мэр города Анатолий Волков. Он внимательно осмотрел все творения Мастера и не стал скрывать восторга:
— Мы присутствуем на выставке уникального человека, не просто художника, а настоящего Кулибина от искусства! Лев Викторович — человек, которого наделили Бог и природа большим талантом. Полвека он радует людей своими произведениями. От души поздравляю вас с юбилеем и выставкой! — сказал мэр, обращаясь ко Льву Викторовичу, — лично я уже присмотрел картину, которую у вас куплю.
Анатолий Панфилович вручил Льву Елисееву приветственный адрес, большой букет и премию.
— Спасибо за то счастье и то тепло, которое вы приносите нам своими работами. Я счастлив считать себя вашим учеником, — сказал известный мастер резьбы по дереву Борис Назаров, обращаясь к юбиляру.
Много добрых слов прозвучало в адрес виновника торжества, и это были не просто слова. Всю жизнь Лев Викторович учил других и учился сам. Его путь в искусство начался с токарного станка. Окончив ремесленное училище, Лёва работал на заводе имени Никольского, на Нефтемаше. Потом, по рекомендации врачей, он вынужден был оставить это производство и перед ним возник вопрос: что делать дальше? Пошёл учеником в артель по росписи детской игрушки. Первым его “объектом творчества” стал “конь на качалке” — популярная в то время забава для малышей. Расписывать готовых коней ему стало неинтересно, захотелось узнать, как их делают. Узнал. Сделал свою игрушку — “мишку на качалке”. В 1956 году Лев Викторович занимался в изостудии Новочеркасского политехнического института у Г. Беды и А. Потапенко. Полученные там навыки сразу нашли применение.
Льва Викторовича пригласили в другую артель, где занимались изготовлением сувениров из рога. Л. Елисеев пришёл туда учеником, и уже на второй день удивил новых коллег своей поделкой — цветами из обрезков рога. Потом его приглашают в Луганск, где на огромном мясокомбинате решили тоже открыть цех по производству сувениров. Лев Викторович принимает предложение, но сразу просится на стажировку в Москву. В сувенирном цехе при известном на всю страну комбинате имени Микояна, он знакомится с приёмами обработки материала, с профессиональным инструментом. Лишь один из 25 мастеров-микояновцев умел вырезать из кости очень модных тогда слоников. Лев Викторович освоил это дело через 10 дней стажировки. В биографии художника есть период, когда он работал и с заключенными, обучая их декоративно-прикладному искусству. “То на мясокомбинате, то в тюрьме!” — смеётся Художник.
Работы Елисеева — резьба по дереву — уже экспонируются на выставках, а их автор старается освоить новые для себя горизонты творчества. Л. Елисеев учится в изостудии у известного в будущем мастера батальной живописи Николая Овечкина.
Дальше была работа на НЭВЗе и ВЭЛНИИ в качестве художника-оформителя.
Новый виток биографии Льва Викторовича — работа в реставрационных мастерских. Л. Елисеев участвовал в восстановлении резного иконостаса Воскресенского собора в Старочеркасске. Снова учёба, стажировка в Ленинграде у лучших мастеров страны. Он осваивает приёмы работы с разными материалами.
— Однажды, когда я работал в Старочеркасске, меня попросили изготовить копии холодного оружия, находившегося в экспозиции Музея истории донского казачества, — рассказывает Лев Викторович, — кузнец отковал мне заготовку, дальше я всё сделал сам. Пригодились навыки обработки металла, которые я получил ещё в юности на заводе.
Прошло время, и саблю работы Л. Елисеева губернатор Ростовской области В. Чуб подарил первому Президенту России Борису Ельцину. Другая его сабля — в коллекции посла РФ в Украине Виктора Черномырдина.
— Чем объяснить такой широкий круг ваших интересов в творчестве?
— Я не могу остановиться, — отвечает Мастер, — мне всё интересно — и резьба, и живопись. Николай Овечкин дал мне большой заряд. Я “почувствовал” цвет. В реставрационных мастерских познакомился со скульптором, начал понемногу лепить — получилось. Попадал в руки какой-то новый материал — сразу хотелось что-то из него сделать. Эбонит, оргстекло — из всего можно делать красивые вещи.
Наверное, главное качество настоящего Художника состоит в том, что в бесформенной глыбе мрамора он видит прекрасную скульптуру, в куске эбонита — изящную поделку, на чистом холсте — картину.
Любимый город, Донской край, природа, женская красота — вот темы, которые для Льва Елисеева служат неисчерпаемым источником вдохновения. За полвека, от того самого “мишки на качалке” он пришёл к орденам, оружию, монументальным работам. Лев Елисеев — автор памятников многим известным людям, в том числе и своему учителю — Николаю Овечкину.
— Вы — счастливый человек?
— Конечно, — немного смущаясь, отвечает Лев Викторович, — я считаю, что моя жизнь сложилась удачно. Жаль, только, что не удалось получить специальное образование.
Образование получают многие, но не многим дано так проявить свой талант. Он продолжает и сегодня плодотворно работать, удивлять коллег и поклонников его дара всё новыми и новыми творениями.
В Союз художников России Л. Елисеева приняли лишь 10 лет назад, когда он уже создал множество прекрасных работ, когда на его счету уже было успешное участие во многих выставках (на юбилейном вернисаже дипломы и награды Льва Викторовича заняли две витрины). В 1999 году Лев Елисеев стал лауреатом премии имени Николая Овечкина. Но каких бы успехов в творчестве не достиг Мастер, итоговую черту ему подводить ещё рано. Он ещё полон творческой энергии. Пример тому — замечательные работы, датированные 2005 годом, среди которых — великолепная сабля, посвящённая 200-летию Новочеркасска. Кстати, использовать в декоративном оформлении этого вида оружия голову орла — идея Мастера.
Мне показалось, что все свои успехи в искусстве Лев Викторович посвящает самым близким и дорогим для него людям — супруге, своим детям, шестерым внукам. Это его главные судьи, поклонники и ценители. Может быть, в этом и кроется секрет столь долгой и плодотворной жизни Мастера в Искусстве.
И последнее. В этом материале я сознательно избегаю описывать работы Мастера, дав возможность всем, кто интересуется искусством, побывать в выставочном зале дома-музея И. Крылова на Буденновской, и получить свои впечатления от работ Льва Елисеева.

Фото автора
row['name']