Сегодня: 20 апреля 0357, Суббота

«Дети — наше будущее»
Расхожий стереотип.

Вероятно, в 2005-2006 году начнутся массовые увольнения учителей. Виноваты в этом дети индиго.
Приглядитесь к своему ребенку. Жуткий непоседа, школьная грамота дается ему с трудом, учителя называют его хулиганом и на каждом родительском собрании грозятся отчислить. Но ведь дома чадо совсем по-другому себя ведет, и все знакомые и родственники говорят, что это умный и способный ребенок. Кому верить? Посмотрите на своего ребенка повнимательней. Скорее всего он представитель новой расы — детей индиго.

НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ
О детях индиго первыми заговорили американцы. В 1984 году врачи Калифорнийского университета взяли на учет новорожденного мальчика, зараженного СПИДом. Когда малышу исполнилось пять лет, обследование показало, что он совершено здоров. После этого случая последовали другие: дети рождались от больных родителей с неизлечимыми заболеваниями, а через несколько лет все признаки болезней исчезали. Как же такое могло случиться? Ответ был найден еще в начале XX века. Один из основоположников классической генетики — американский биолог Томас Хант Морган, занимаясь теорией наследственности, проводил эксперименты на мушках дрозофилах. Он хотел выяснить, как долго признаки вырождения сохраняются и накапливаются из поколения в поколение. Морган брал двух мушек, скрещивал, получал потомство, из которого выбирал самых-самых дефективных и скрещивал их. И так до тех пор, пока ученый не получил все поколение с признаками вырождения вида. Из них Морган выбрал самых больных и ни на что не способных мушек. Когда он их скрестил, то, к своему великому удивлению, получил поколение насекомых, которое на 100 процентов было здоровым. Более того, признаки вида у дрозофил были даже улучшены по сравнению с теми, кого он брал первоначально. Из данного эксперимента следует, что существует некий закон в природе, не позволяющий выродиться виду. Другими словами, когда дела совсем плохи, включается механизм сохранения генотипа и даже его улучшения.
— Именно это мы и наблюдаем в последние годы, — утверждает доктор медицинских наук, сотрудник научно-медицинского центра «Ива» Ирина Фрейман. — Человечество вырождается, поэтому рождается новая раса. Распознать, кто есть кто, можно только если провести сравнительный анализ ДНК.
ДНК состоит из 64 кодонов. У обычного человека активно работают лишь 20, а у детей индиго — от 24 до 64 кодонов. Поэтому их иммунитет в сотни, тысячи раз сильнее. Именно этим врачи объясняют загадку самоисцеления детей, больных СПИДом. Кроме того, помимо, буквально, нечеловеческого иммунитета, дети индиго обладают нереальными умственными возможностями. При рождении их коэффициент интеллектуального развития равен 130, а если к ним правильно подойти с педагогической точки зрения, то его можно развить до 160.
Как же помочь этим детям вписаться в общую массу, в нашей стране не знает никто. Хотя во всем мире «феноменом индиго» занимаются лучшие специалисты. Например, в Китае необычные дети учатся в закрытой секретной школе. Это — будущее руководство компартии, страны, бизнеса, разведки. В Израиле отбором и образованием детей индиго занимается Министерство образования по секретным программам. Во Франции детей с высоким IQ закладывают в национальную базу данных и по окончанию школы они имеют право учиться за счет государства в любом университете мира с условием пять лет отработать на Родине. У нас же детьми индиго занимаются одиночки-родители, которые столкнулись с этой проблемой напрямую.

МАСШТАБЫ КАТАСТРОФЫ
Кандидат медицинских наук, психолог-консультант, преподаватель Ижевского представительства Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова Владимир Пугач говорит:
— Если честно, то мне как профессиональному психологу термин «дети индиго» не очень нравится. Американцы, если так можно сказать, придумали торговую марку проблемы, которую врачи называют ММД (минимальные мозговые дисфункции), а психологи — СНВГ (синдром нарушения внимания с гиперактивностью и без нее).
С каждым годом детей индиго становиться все больше и больше. Так, если во времена Тома Сойера их было примерно 0,4% (кстати, сам Том Сойер был типичный индиго — умный, непоседливый мальчишка), то в настоящее время детей с ММД или СНВТ в 10-11-х классах 5-7%, в 8-9-х — 12-15%, в 6-7-х — 19-24%, в 5-х классах — уже около 30%, в начальной школе — в среднем до 40%. В детских садах цифры еще более впечатляющие — от 60 до 80%.
А теперь представим, 1 сентября 2005 года эти дети пойдут в школу, только что с ними делать, педагоги не знают. Многие даже не подозревают, что есть такие дети. В. Пугач строит неутешительные прогнозы: в 2005-2006 учебном году в Москве начнутся массовые увольнения учителей. Провинцию эта проблема коснется через 1-2 года.
Дело в том, что когда в классе один-два гиперактивных ученика, учителя терпят, когда три-пять — жалуются, что «работать стало просто невозможно», а когда этих детей будет пять, десять и более — образовательный процесс полностью разрушается. К сожалению, государство в лице Министерства образования и науки этой проблемой пока не занимаются. В. Пугач писал в ведомство о создании законодательной инициативы по введению в штатное расписание начальных классов дополнительных ставок, но его послание осталось без внимания. Руководители системы образования, к сожалению, явно не осознают масштабов надвигающейся катастрофы.

ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ
Детей с нарушением внимания можно разделить на две группы: с гиперактивностью, где преобладают процессы возбуждения, и без таковой, где преобладают процессы торможения. В основном гиперактивны мальчики, девочки — наоборот. Те, на кого учителя не обращают внимания, имеют те же проблемы, как и нарушители дисциплины. Причем гиперактивные дети шалят не потому, что они хулиганы, а потому, что у них имеются нарушения деятельности головного мозга и центральной нервной системы. Дело в том, что по ряду причин у современных детей стал медленнее созревать мозг. Если раньше мозг ребенка созревал к девяти годам, то сейчас у многих детей это происходит к восьмому классу.
Помимо более медленного созревания мозга у детей новой формации есть еще несколько особенностей. Они обладают феноменом соскальзывания взгляда, то есть теряют строчку. Один и тот же абзац или строку им приходится перечитывать по два или три раза. Еще одна особенность детей с СНВГ — «феномен разбитого зеркала»: экран (поле) их восприятия имеет искажения справа или слева. Если эта полоса искажения попадает на доску, они не могут переписать задание, быстро истощаются. А если буква или цифра попадает в это пространство, то они автоматически предстают в зеркальном перевернутом виде. Это, так называемая дисграфия. Справиться с этой проблемой можно: ребенка с «феноменом разбитого зеркала» на экране восприятия справа нужно посадить в дальний от окна ряд, с «феноменом разбитого зеркала» на экране восприятия слева на первый от окна ряд.
Еще одна особенность детей индиго заключается в том, что в течение урока они от 5 до 7 раз отключаются на 1-5 секунд, как бы впадая в транс. В это время дети без гиперактивности просто застывают, устремив взгляд в никуда, а гиперактивные продолжают двигаться с выключенным сознанием. Когда сознание включается, они не помнят, что было в этот момент. Наверное многие подумают, что это похоже на фантазию воспаленного воображения. На самом деле — это доказанные факты, а дети индиго — реальность.
Далее В. Пугач говорит, что массовое увольнение учителей — это не фантастический футурологический прогноз. Через это прошли все страны Европы и США. Когда 15-20 лет назад это случилось, никто не знал и не понимал, что и как делать. У нас в отличие от зарубежных стран ученые уже знают, что делать. В первую очередь в классе должен работать не один учитель, а два: один учитель ведет урок, второй — следит за дисциплиной. Подобная система практикуется почти во всех странах мира.
Затем, школе необходима юридическая самостоятельность. Родительские советы быстро сообразят, что делать. Это можно судить по частным гимназиям, где родители диктуют уровень, качество и направленность образования их детей.
Кроме того, для детей индиго нужны новые учебники, потому как современные бессмысленно перегружены. Потребуется и специальное оформление учебников для детей индиго: специальный шрифт и размер букв, особое расположение текста и картинок на странице.
Далее, школе нужно срочно искать другие технологии преподавания. Средняя школа сама не изменит старые, тоталитарные методы обучения, сверху это тоже не произойдет — значит, их начнет ломать сама жизнь. А это будет очень болезненно. Если вдуматься в эти цифры: 64% населения России так или иначе связаны со средней школой: учатся дети, внуки, племянники. А когда через 3-4 года 80% детей не смогут сдать ЕГЭ, старая система с треском провалится. Потому что дети индиго, конечно, умные и талантливые, почти вундеркинды, но за годы учебы у них вырабатывается ненависть к системе образования. Не к какому-то конкретному предмету, а именно к системе образования. В отличие от руководителей системы образования это знает любой учитель.
— За 9 лет работы с детьми с СНВГ это хорошо уяснил, — утверждает Владимир Николаевич Пугач, который руководит исследованиями в 4 территориях России: Казань, Киров, Ижевск, Московская область, Москва, где одновременно разрабатываются и внедряются различные формы и технологии психолого-педагогической работы, в том числе и для выявления и оказания помощи детям с нарушением внимания.
На вопрос, как же учителю понять, что ребенок не просто хулиган, а индиго, В. Пугач отвечает:
— Существует простой, но эффективный метод Тулуз-Пьерона, разработанный Людмилой Ясюковой. Тест отсеивает детей, подозрительных на проблемы обучения, а специалист разбирает, что это: ЗПР, ММД или другие отклонения.
И наконец, стоит ли детям с СНВГ учиться в обычной школе? Психолог отвечает:
— Почему бы и нет, если в плане будет не 35, а 6-12- учеников и специально подготовленные педагоги. Главный совет такой: дети индиго должны идти в школу на 1-2 года позднее, потому как у них мозг созревает дольше. Зато когда мозг созревает, у детей буквально удваиваются стратегии мышления. Если в начальных классах их надо максимально щадить и снижать нагрузки, то в старших классах надо, по возможности, максимально нагружать.
Если все учат один язык, они должны учить два, при этом желательно китайский или японский. И они потянут. Дело в том, что когда детям индиго становится слишком легко учиться, потому что все схватывают на лету, то они начинают бездельничать и «развивают» свои способности в подъездах, во дворах, а в дальнейшем в рядах уличных группировок. Таким образом, если все оставить как есть, то мы будем поставлять в криминальный мир наиболее умных людей. Похоже, что судьба этих детей зависит от того, сумеют ли родители, школа привить любовь к труду и учебе.
И главное, мы должны понять, что дети индиго — не фантастика, не выдумка воспаленного ума, а реальность, в которой и им, и нам приходится жить.

В. Петров.
В статье использованы материалы центральной прессы.

КАК УЧИТЕЛЮ ОБУЗДАТЬ ИНДИГО
— Ученик должен сидеть на первых партах в центре класса. Так его внимание будет больше направлено на учителя, и он сможет лучше видеть и слышать преподавателя.
— Используйте как можно больше наглядных средств обучения. Визуальный метод полезен для всех учеников, он позволяет лучше сконцентрировать внимание всех детей: и с трудностями, и без них. Наглядные средства лучше лекции, и учителю тоже будет легче преподать материалы сосредоточенным ученикам.
— Всегда закрывайте классную дверь. Чем меньше постороннего шума услышат дети с СНВГ, тем легче им сосредоточить свое внимание на учителе.
— Больше поощряйте ребенка. Негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение.
— Создайте список правил, которые ученики должны выполнить. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, что дети знают, какого поведения от них ожидают.