Сегодня:

Сделать реальной твою мечту помогут опытные инструкторы шахтинского авиационно-технического спортивного клуба.
Каждый из нас, хотя бы раз в жизни, глядя в безоблачное небо, мечтал о том, как хорошо было бы взмыть над жизненной суетой и посмотреть на окружающий тебя мир и все свои проблемы
с высоты птичьего полета.

Для этого в разные периоды времени использовались самодельные крылья, выполненные из подручных материалов, самые неимоверные металлические конструкции. Затем с развитием технического прогресса взмыть под облака помогали дирижабли, легкие самолеты, любовно названные «Аннушками» Им на смену пришли современные самолеты и вертолеты. Экстремалы сегодня покоряют воздушное пространство на дельта- и парапланах.
70 лет назад в г. Шахты небольшая группа людей, объединенная общей идеей «преодолеть пространство и простор», создала авиаспортивный клуб. В начале своей деятельности здесь обучали навыкам управления легкими самолетами. Нынешние члены клуба бережно хранят память о тех летчиках, выпускниках авиаклуба, которые в годы Великой Отечественной войны прославили свою школу. За свои подвиги многие из них были удостоены высокого звания – Героя Советского Союза. Самый известный из них – это А.К.Горовец. Его рекорд – сбитые в одном бою 9 вражеских самолетов. В настоящее время авиаклуб носит его имя.
После войны клуб у молодежи приобрел еще большую популярность. Здесь стали обучать не только навыкам управления легкими самолетами, но и готовить парашютистов. Сейчас даже трудно подсчитать, сколько людей за время работы клуба получили путевку в небо. Как и у любого предприятия, у шахтинского авиационно-технического спортивного клуба были не только взлеты, но и «падения». Нет, несчастных случаев, связанных с полетами и прыжками парашютистов, здесь не было. Но в период распада нашей большой страны на отдельные государства, клубу пришлось на время приостановить свою деятельность.
Спустя несколько лет, большой вклад в восстановление клуба, оснащение его материальной базы после длительного вынужденного простоя внесли такие замечательные люди, как директор шахтинского авиазавода П.Гагаев, мэр города С.Пономаренко. Немалая заслуга в восстановлении престижа клуба принадлежит его нынешнему руководителю, пилоту первого класса Владимиру Никитенко.
О высоком классе членов клуба говорит тот факт, что его пилоты единственные в области выполняют полеты и прыжки с парашютом в зимних условиях.
Рассказывать о работе клуба, без выступлений которого в последние несколько лет не проходит ни одно крупное областное мероприятие, можно очень долго. Но думаю, что делать этого не стоит. Лучше посоветую всем новочеркасцам и гостям города 9 сентября прийти в пойму р. Тузлов и стать зрителями авиашоу, которое к 200-летию Новочеркасска подготовили наши соседи. В программе выступлений — полеты самолета ЯК-52, управлять которым будет военный летчик первого класса В.Касюк. Он продемонстрирует такие элементы высшего пилотажа, как «бочка», «штопор», «петля» . Успешное выступление парашютной группы под руководством С.Толокова в этот день будут обеспечивать пилоты первого класса В.Дорожко и В.Холодов. Та программа, которую они продемонстрируют в небе над Новочеркасском, никого не должна оставить равнодушной.
Сергей Толоков, начальник парашютно-десантной группы, считает, что выступление летчиков и парашютистов в юбилейных мероприятиях не случайно. Новочеркасск является не только столицей донского казачества. Город внес большой вклад в развитие авиации в нашей стране. На аэродроме на территории Хутунка (ныне Хотунок) летчики впервые в ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) осваивали воздушную стрельбу по буксируемым целям, а также по наземным ночным, но освещаемым целям. Над территорией нынешней ГРЭС и пос. Донского впервые в СССР испытывался новый скорострельный пулемет “ШКАС”, дававший 1800 выстрелов в минуту (летчик Кошиц и инженер Лашков). Летчики К.К. Коккинаки (будущий известный испытатель, Герой Советского Союза) и Н.П. Майков испытывали новое кислородное оборудование для высотных полетов. Учились, вылетая с аэродрома в Хотунке, сложному искусству бомбометания.
В 1934 г. при Новочеркасском районном совете Осоавиахима организовали аэроклуб, а также планерно-парашютный кружок на заводе “Локомотивстрой” (ныне НЭВЗ), над которым шефствовали летчики и техники 13-й авиабригады. При Индустриальном институте (ныне ЮРГТУ-НПИ) были созданы планерно-парашютная секция и группа для обучения управления самолетом.
В память о 327 погибших в годы войны летчиках, штурманах, бортрадистах, стрелках и авиамеханиках, базировавшихся в разное время в Новочеркасске, благодарные горожане летом 1981 года в районе Хотунка установили памятник – самолет МИГ-21.
А если есть память, любовь и уважение к авиации и к людям, посвятившим себя этой профессии, значит, есть надежда, что в городе вскоре появится, точнее, возобновит свою работу авиаклуб. Этот вид спорта, несмотря на свою сложность и опасность, не имеет возрастных рамок, и его членом может стать любой, у кого, как поется в песне, «вместо сердца пламенный мотор».

В подготовке статьи использованы материалы историка-краеведа
Е. Кирсанова
row['name']