Сегодня: 20 апреля 2146, Среда

На 200-летний день рождения Новочеркасск разживется двумя памятниками – бюстом Пушкина возле библиотеки и монументом «Покаяния и примирения» с восточной стороны Собора. Этот последний был задуман как покаянный крест, возле которого казачка провожает кадета в жизнь. По обе стороны от тропы – фуражка с кокардой и буденовка. Вместе с новым памятником Платову, а также Ермаку и Бакланову, он должен составить крест, символизирующий возрождение казачества. Инициатором установки памятника стало реестровое казачество атамана Водолацкого.
Вот только символы такого рода всегда означали не рождение и не возрождение, а смерть. И ставились кресты либо на церквях, либо на погостах. Получается, что казаки сами, добровольно ставят крест на своем народе. Причем, двойной.
Кроме такого тяжелого и обязывающего символизма, само название и вся композиция памятника вторгаются в такую область, в которую лезть вообще не следовало.
Понятно, что прежде всего монумент должен означать примирение и взаимное покаяние красных и белых казаков. Только кто дал право современным донцам каяться и примиряться за мертвых? Лично я, как потомок белых казаков, никогда не соберусь каяться за своих предков, как, впрочем, и принимать виртуальные извинения за большевиков, полностью уничтоживших 85 лет назад большую семью священника Якова Андреевича Андреевского. И оставивших моего деда, в то время маленького брата двух белых офицеров, круглым сиротой.
О каком примирении с большевиками вообще может идти речь в казачьей столице? Вознесенский Собор, около которого устанавливается памятник, помнит историю, описанную газетой «Донской край» от 11.05.18 г.: «…5 апреля три красногвардейца явились в Собор с требованием открыть им доступ на соборную колокольню. Были пьяны, не смогли подняться. Еще одни – тоже. И лишь третьи осмотрели и всю колокольню и даже подвалы. … В шапках, с ружьями наперевес они вошли в храм, проникли в алтарь, штыками сорвали облачение с престолов главного и первого придела, приподняли и повредили мраморную доску главного престола. Один из красногвардейцев надел архиерейскую митру сначала на голову, а потом поднял ее на штык. Красногвардейцы в алтаре курили папиросы, тут же бросали окурки. С совершенно бессмысленным глумлением красногвардейцы отнеслись к плащаницам. Эти священные изображения положенного во гроб Господа они почему-то рвали и топтали ногами. При выходе из Собора один из красноармейцев сделал несколько выстрелов в главные двери Собора».
Совсем же недавно, при укладке асфальта на Московской, были обнаружены могильные плиты с Троицкой площади, которые советская власть сорвала когда-то со своих мест и замостила улицу, чтобы топтать ногами надгробия священников. Такой «привет» прислали нам из прошлого большевики, в то время, когда памятник разрабатывался уже вовсю.
Перед памятью этой нежити нынешние казаки собираются каяться?
Кстати, сами белогвардейцы первой волны эмиграции до последних своих дней не желали мириться с большевизмом в России. Вот что писал в своей книге воспоминаний А.Туркул: «Мы все одинаково понимали, что большевизм не политика, а беспощадное истребление в России Бога, человека и его свободы».
Думается, что души этих людей не найдут покоя, глядя как за них «расписываются» чужие люди, никакого отношения к ним не имеющие.
…Огромная ошибка заключается в расхожем мнении, которое любят повторять наши казаки-современники. Мол, в свое время казачество разделилось на красных и белых и из-за этого чуть не погибло полностью. Беда как раз заключалась в том, что большая часть казаков вообще никуда не примкнула. Вернувшись с фронтов первой мировой, они уселись по домам, и их политическое кредо состояло из одной немудрой мысли: нам нет дела до России, ни до красной, ни до белой; пусть творят у себя что хотят, а к нам на Дон не суются.
Свидетельства тому можно найти в газетах тех лет: «По Московской улице проскакал бородатый, вооруженный с головы до ног казак, возбужденно призывавший всех, кто может владеть оружием.
— Сегодня утром, — укорял казак, — отбоя не было от добровольцев, разбиравших оружие «для защиты родного края», а когда нагрянула опасность – никого нет, все «добровольцы» позабились в свои норы или загодя бежали из города». («Донской край» № 11.)
Если бы казаки массово примкнули тогда к Белой гвардии, они вполне бы могли спасти Россию. А когда они очухались, почувствовав на своих шкурах все прелести советской власти, и начали поднимать восстания, было уже поздно. России, как и Дона, было уже не спасти.
Нынешние казаки составляют, в основном, потомков той аморфной казачьей массы, которая в свое время «прокакала» Дон. Поэтому, логичнее было бы поставить памятник казаку, лежащему на печи и плюющему на то, что его родина с треском лопается по-живому. А вовсе не кадету, выбирающему между кокардой и звездой. Поскольку как раз кадеты, как и юнкера, и гимназисты, поголовно шли в Белое Движение. Некому было больше защитить Дон, кроме этих 13-17-летних мальчиков. Это была будущая элита России, выбитая почти полностью.
Рассказами об их коротеньких жизнях тоже полны тогдашние газеты. «..гимназист 7-го класса, расстрелянный большевиками. Убийцы хотели завязать ему глаза, чтобы он не видел винтовок, наведенных на него, но мальчик сорвал повязку: «Партизаны полковника Чернецова не боятся смотреть смерти прямо в глаза!».
Вряд ли перед гибелью ему мерещился памятник согласия с его убийцами, установленный в родном городе, откуда он уходил вместо взрослых защищать Тихий Дон и православную веру.
ПОСТСКРИПТУМ. Сегодня казачество действительно разделено на два лагеря. Существуют так называемые общественные и реестровые казаки. Войск Донских у нас тоже два. По идее, памятник, который изначально назывался «согласием и примирением», должен был «убить и второго зайца»: объединить и примирить вокруг себя обе структуры.
Атаман Водолацкий официально пригласил атамана Козицына на открытие монумента. Козицынцы категорически отказались участвовать в мероприятии. Так что согласия и примирения даже на этом уровне не получилось.
Разобрались бы сначала со своими современниками, прежде чем лезть в компетенцию Господа Бога и мирить мертвых…

Рисунок П.Чернова, фото с сайта www.novocherkassk.ru.