Сегодня:

3 августа, узнав, что будет производиться пробное включение монтируемой подсветки собора, автор этих строк отправился медленным шагом по городу, чтобы лично присутствовать на этом эпохальном событии. До наступления сумерек оставался еще изрядный запас времени, которое автор не без пользы для себя, использовал для знакомства с новоделами центральной части Новочеркасска.
Внешний лоск отремонтированной части Московской улицы не притупил бдительности автора, который стал осматривать объекты с особым пристрастием. От его пытливого взора не ускользнул ряд изъянов свежеотремонтированного участка гостевого маршрута, которые вряд ли заметишь из окна автомобиля.
На пересечении улиц Московской и Дубовского некоторое время назад была вскрыта и прочищена ливневая канализация. Но прочищена она была лишь на протяжении 20 метров и лишь по одной стороне улицы Дубовского. Так что текущий от проспекта Ермака поток дождевой воды, призванный теоретически нырять в расположенный перед Московской зарешеченный канализационный люк, возможно, и будет беспрепятственно мчаться 20 метров под проезжей частью улицы Дубовского, но далее, наткнувшись на подземный затор, он постарается вырваться на поверхность у школы-интерната № 28.
Новочеркасцы еще не забыли, что вдоль западной стороны Московской улицы, между газоном у проезжей части и тротуаром, имелась водосточная канава глубиной по колено. Но во время ремонта она была забетонирована и превратилась в лоток глубиною по щиколотку. Так что теперь после каждого хорошего дождя водяной поток будет перехлестывать через край этого «лотка» и устремляться вдоль по тротуару, омывая ноги идущих по нему прохожих. Мало того: газоны теперь сделаны с большим уклоном от проезжей части в сторону «лотка», куда со временем и будет вымыт из них чернозем, до поры до времени скрывающий под собой камни, куски старого асфальта и прочий строительный мусор.
Такая же участь постигнет и чернозем, рассыпанный на месте будущего газона у Атаманского дворца. Дело в том, что спланированную у дворца площадку заметно подняли над остальным пространством, сделав ее двухъярусной. Вот чернозем и уложили с наклоном от верхней поверхности этой площадки к поверхности вымощенной тротуарной плиткой и проходящей посреди газона дорожки. Этот чернозем тоже будет смыт первым же дождем на дорожку и к основанию расположенного в центре газона фонтана.
Фонтан, к слову сказать, сделан с претензией на оригинальность, но при этом весьма аляповат и безвкусен. Составляющие его элементы — тиражированный ширпотреб, отливаемый из современных строительных материалов в неограниченном количестве, но стилизованный под изделия из благородного мрамора индивидуальной обработки: чаши и львиные морды, призванные изрыгать водные потоки из вмонтированных в их пасти труб. А ведь в расположенном позади памятника Платову сквере некогда имелся фонтан с установленной в его центре изящной бронзовой фигуркой представительницы донской фауны — чепуры (кто не знает, что это слово означает, спросите у донских казаков — заодно узнаете, природный перед вами донец или самоназванный). Вот и восстановить бы этот исторический фонтан в первозданном виде! Так нет же: кому-то захотелось осчастливить горожан фонтаном-новоделом, расположенным буквально в нескольких шагах от остатков фонтана исторического.
Отдельная тема — качество материалов всех упоминаемых новоделов. Но останавливаться на этом вряд ли стоит: первые же зимовки на практике покажут, что они собой представляют — все тайное со временем станет явным. А пока можно лишь сообщить, что из природных материалов выполнена только облицовка фонтана-новодела.
И вот, наконец, — конечный объект нашего путешествия. Вознесенский собор, имеющий теперь непривычный для местного жителя вид: весь он, словно блохами, усеян мелкими серебряными бляшками. Это — светильники, закрепленные на указанных специалистами по освещению местах. Следует заметить, что к моменту пробного включения были установлены еще не все запланированные светильники, но и неполное их число уже резало глаз, дробя привычный монолит собора. Невольно возникал вопрос: как будет выглядеть он, когда установят все светильники? Ведь в конечном итоге на соборе их будет установлено около 150!
Мощность устанавливаемых на соборе светильников колеблется от 70 до 400 ватт, а суммарная их мощность будет достигать 90 киловатт. Если светильники будут включать хотя бы на 4 часа в сутки, то стоимость потребленной ими за это время электроэнергии составит 450 рублей, а за месяц — 13500 рублей.
Пробное включение показало, что на практике освещение элементов собора значительно отличается от компьютерной версии, хотя светильники и были установлены с запроектированными углами наклона. Но проектные и реальные углы наклона поверхностей, к которым они были прикреплены, совпадают не всегда. И представители ростовской фирмы, занимающейся подсветкой собора, столкнулись теперь с очередной проблемой: успеют ли их люди с навыками промышленного альпинизма в сжатые сроки не только завершить монтаж всех светильников, но и скорректировать углы их наклона? Бог же им в помощь!