Сегодня: 19 апреля 5219, Пятница

Летние месяцы – напряжённое время для сотрудников службы Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Специалисты Роспотребнадзора, как сокращённо называют это ведомство, работают в усиленном режиме. Повод для этого – обращения граждан и организаций из-за нарушения санитарных норм в тех или иных предприятиях, ведь в жаркую летнюю пору они наиболее чреваты неприятностями для здоровья людей.
На прошлой неделе состоялась внеплановая проверка магазина “В двух шагах”, который расположен на улице Орджоникидзе. Большой ассортимент товаров, привлекательная ценовая политика, всё это положительно влияет на посещаемость покупателями открывшегося несколько месяцев назад универсама.
По словам главного специалиста Территориального управления Роспотребнадзора, Ирины Дьяковой, которая вместе с главным специалистом управления торговли Виталием Лубяновым побывала в магазине, поводом для его проверки стало письмо Горводоканала о том, что в этом предприятии торговли не организовано водоснабжение.
Проверкой было установлено, что холодная вода в магазине всё же есть. А вот горячей воды, которая необходима для санитарной обработки инвентаря, холодильников, прилавков и прочего, не было. Помещение моечной, в которой находятся специальные ванны, для мытья всего перечисленного, использовалось в качестве склада. Кроме этого были проверены медкнижки сотрудников предприятия. Из шести, представленных для проверки, две свидетельствовали о том, что работник не прошёл обязательный медосмотр. В акте, составленном проверяющими, было отмечено, что подсобные помещения магазина загромождены товаром, картонной и возвратной тарой. Проверяющие отметили и отсутствие головных уборов у персонала магазина, это называется – не полный комплект санитарной одежды.
Самым серьёзным нарушением санитарных норм, по мнению специалистов Роспотребнадзора и управления торговли, было, все же, отсутствие горячего водоснабжения. По этому факту был составлен протокол, и директор магазина “В двух шагах” был приглашён в управление Роспотребнадзора для дачи объяснений. По его словам, электрический водонагреватель в магазине сломался недавно, и будет отремонтирован в ближайшее время. В данном случае, для директора магазина дело закончилось штрафом в одну тысячу рублей.
Всё вышеизложенное, конечно, частный случай. Однако он наводит на определённые размышления. Покупатель, приходя в тот или иной магазин за продуктами, часто и не подозревает, что происходит в его подсобных помещениях. Ему неведомо, в каких условиях там хранятся товары, как соблюдаются санитарные правила работниками прилавка. Автору этих строк приходилось наблюдать у одного из магазинов, как упавшая с лотка на землю булка хлеба, грузчиком-водителем спокойно водружалась на лоток, и видимо, шла в продажу. Или после пересчёта денег, продавец, не утруждаясь мытьём рук (а ещё хуже, вытерев их какой-то тряпкой, намоченной в ведре), продолжала торговлю хлебом. (Легко догадаться, какой была реакция на сделанное ей замечание). В другой торговой точке, где основной товар – сырое мясо, идет продажа и печенья (правда, расфасованное в пакеты). В третьей – выпечка и кондитерские изделия служат “аэродромом” для эскадрильи мух… Словом, в торговле поле деятельности для проверяющих – самое обширное. Правда, по действующему положению, основанием для неплановой проверки должно быть заявление от граждан о конкретных нарушениях санитарных норм. Но, думаю, если бы граждане не поленились заявлять обо всех замеченных нарушениях, то инспекторам пришлось бы работать круглосуточно, что, безусловно, нереально. Выход один – самостоятельно беречь своё здоровье. Обращать внимание на соблюдение санитарных норм в той или иной торговой точке, на внешний вид продавцов, чистоту их спецодежды, смотреть на дату годности продукта, на условия его хранения. Уж если на упаковке указано, что товар должен храниться при температуре холодильника, то ему не место на обычном прилавке. Неряшливый внешний вид магазина, самих продавцов, слишком вольное их обращение с продуктами питания, веские основания для того, чтобы отказаться от услуг такой торговой точки в пользу сохранения собственного здоровья.
Безусловно, не мало и магазинов, для которых чистота и порядок – устоявшаяся норма. Как правило, для такого предприятия аккуратность и чистота оборачиваются дополнительной прибылью за счёт притока покупателей.
Конечно, работников прилавка проверки не радуют. Особенно болезненно на визит инспекторов Роспотребнадзора реагируют те из коммерсантов, которые чувствуют за собой определённые “грехи”…
В связи с подготовкой Новочеркасска к юбилейным торжествам, территориальным управлением Роспотребзадзора ужесточён контроль по соблюдению санитарных норм. Лишь за прошлую неделю было проверено 20 предприятий, в итоге – 16 штрафов. Красноречивая статистика.

Фото из архива «В»