Сегодня: 19 апреля 5416, Пятница

Группа главных редакторов районных и городских газет Ростовской области вернулась из Москвы с заседания регионального экспертного клуба, организованного Альянсом руководителей региональных СМИ России и информационным агентством «Росбалт».
В составе ростовской делегации были редакторы из Азова, Белой Калитвы, Семикаракорского района, Сальска и Новочеркасска, возглавляющие творческие коллективы, в которых наиболее инициативно и новаторски решаются многие профессиональные вопросы – альтернативного распространения прессы, внедрения новых издательских и дизайнерских технологий, имеются собственные полиграфбазы, развития рекламы, руководители имеют опыт международных стажировок в СМИ.
Впечатлениями о поездке и своими прогнозами развития региональной прессы в ближайшие годы мы попросили поделиться главного редактора газеты «Новочеркасские ведомости», председателя Новочеркасской городской организации Союза журналистов России Оксану Аксенову.
— Главным достоинством этой поездки является то, что высокопоставленные лица из Государственной Думы, Совета Федерации, администрации Президента РФ, Федерального агентства по печати, Министерства культуры и массовых коммуникаций, в чьи функциональные обязанности входит не просто работа с печатной прессой, а определение информационной политики в России, нашли возможность встретиться с руководителями тех газет, которые ближе всех контактируют с народом, лучше всех знают его чаяния и, которым, как раз, выжить в информационном мире тяжелее всего. Каждый из присутствующих на семинаре имел возможность напрямую пообщаться со всеми участниками диалога. Никакого строгого регламента, очень уважительное и достойное отношение. Приятно, что нас слышали. Поражало то, что вполне очевидные вещи, озвучиваемые регионами (а их в диалоге принимало участие пять: от Ростова, Воронежа, Челябинска, Омска, Подмосковья) подчас вызывали такую реакцию, будто говорящий открывал Америку для собеседников из федерального центра. Обнадеживающе, что по целому ряду вопросов, озвученных в рамках работы клуба, назывались сроки и конкретные государственные документы, которые смогут реализовать наши предложения. Центр нуждается в конкретных письмах, конструктивных мыслях и идеях, идущих снизу, из регионов. Находясь в Москве, остро ощущаешь, что национальную идею и государственную политику разрабатывают далеко не в столице, уж больно оторвана она от ощущения реальности и понимания того, чем живет большая страна. А потому нам, живущим в провинции, надо настойчиво добиваться своего, не уходить от ответственности за судьбу России, вынуждая федеральный центр облекать в законы, подзаконные акты и инструкции не мифические идеи, которые хороши лишь в теории, а то, что надо на практике, в чем нуждаются потребители и производители на местах.

Президент России: как живет пресса на местах?
Возникает вопрос, с чего это вдруг на встречу с региональными редакторами пришли столь представительные особы? Судя по событиям последнего года – неудачам в проведении монетизации льгот, критической демографической ситуации, осложнившимся отношениям со странами ближнего зарубежья, снижением влияния оппозиции, незначительной ролью гражданского общества в принятии решений, положение дел в стране нельзя назвать стабильным. Народ не признает результатов приватизации, тихо ненавидит олигархов, не хочет терять бесплатные медицину и образование, во всем винит власть. То есть, нет общественного согласия по наиболее важным вопросам. Это хорошо понимают в Кремле. И ежегодное послание Президента Федеральному Собранию, тому яркое свидетельство. «В наши планы не входит передача страны в руки неэффективной и коррумпированной бюрократии», — заявил народу Владимир Путин. Тезисы послания Президента поддержали на правом и на левом фланге нашего политического бомонда. Президент хочет чего-то позитивного, а не очередной революции, в лице средств массовой информации он ищет важнейшего союзника, так как его новые политические идеи нуждаются в общественном обсуждении. Политический момент позволяет прессе, так сказать, заявить о себе, о своем месте в обществе и о своих проблемах.
На кого можно опереться в данной работе, конечно, на региональную прессу. Во-первых, она доступна даже малообеспеченным слоям населения. Во-вторых, ее информация предельно конкретна и адаптирована именно для той территории, на которой проживает читатель. В-третьих, информационное поле, скажем, Ростовской области, выглядит следующим образом, на центральные российские газеты приходится доля 34,8 процента, на областные – 23,4, на центральные журналы, ведомственные многотиражные газеты и местные печатные программы ТРВ суммарно 11,6, остальную часть составляют именно местные общественно-политические газеты – 30, 2 процента (в отдельных территориях этот процент за счет снижения доли центральных российских газет вырастает до 60 процентов). 305 тысяч экземпляров — таков суммарный тираж общественно-политических газет в районах и городах только нашей области. Много ли СМИ, способных конкурировать с таким информационным рупором?
Вместе с тем, не будем наивны, между прессой и Президентом, который многократно говорит о поддержке региональной прессы, поиске вариантов для оказания ей поддержки, дает конкретные поручения – плотная паутина властных структур, не позволяющая выстроить наши взаимоотношения прозрачно и логично. То есть, между стремлением Президента сделать шаг навстречу прессе и реальностью пока существует явный пробел.
Подтверждением тому служит череда фактов, демонстрирующих, что с этого года СМИ живут хуже и тяжелее – выросли налоги, не действуют более законы о господдержке районных и городских газет. Власть так и не дала редакциям приватизировать издательские и полиграфические комплексы, хотя развитие полиграфии в стране происходило благодаря тому, что типографии выполняли заказ по выпуску общественно-политических газет. Власть продала бумажные комбинаты (на сегодня российскому капиталу принадлежит только один Соликамский бумажный комбинат, все остальные у нас скупили зарубежные фирмы), которые продают произведенную в России бумагу на экспорт по мировым ценам, а ресурсы для ее производства (воду, электроэнергию, лес) получают по внутрироссийским. На все про все российским СМИ требуется 30 процентов производимой в нашей стране бумаги, но цены у нас сегодня на нее на 20 процентов выше мировых (!), и покупаем – никуда не денешься. Удивительно ли, что себестоимость городской или районной газеты выходит 10-15 рублей (осилит такую цену рядовой читатель?). Вот и торгуют редакции газетными площадями под рекламу, чтобы получаемым от нее доходом перекрыть заведомо убыточную реализацию готовой печатной продукции. Получается, что редакции еле-еле сводят концы с концами, оказываясь крайними в процессе проведения государственной политики в жизнь.

Лучше быть свободным и богатым, чем нищим и зависимым
У прессы нет главного – экономической независимости, о которой, кстати, не раз говорил Президент. В связи с этим еще более остро предполагает выглядеть ситуация с 1 января 2006 года, когда вступит в силу Федеральный Закон РФ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Положения и нормы, содержащиеся в нем, практически уничтожают муниципальную и государственную прессу, оставляя читателя один на один с бульварным чтивом, желтым, эротическим, оппозиционным и т.д. Это связано с тем, что общественно-политические средства массовой информации фактически будут перепрофилированы в информационные бюллетени органов местного самоуправления, что приведет к вакууму общественно-политической информации на уровне муниципального образования. По сути, если объяснить эту ситуацию на нашем местном городском языке, органы местного самоуправления по закону смогут иметь лишь ежемесячный «Официальный выпуск. Новочеркасские ведомости», в котором опубликуют положения, постановления, решения, пр. нормативные акты. Ни о какой муниципальной газете, формирующей общественное мнение и информирующей читателя, речи быть не может. Получается, что даже информационное обеспечение самой муниципальной реформы, в ходе которой существенно меняются функции ветвей власти и весь основной упор в системе самоуправления переходит на региональный уровень – не предусматривается. Возникает целый ряд вопросов у сельских районов, в которых появляется по 10-15 поселений со своими органами самоуправления, бюджетами, а кто будет заниматься информационной политикой там? Как будет решен имущественный вопрос, кадровый, финансовый? Какой бюджет изыщет на это средства? Увы, закон ничего про это не говорит…
Без сомнения, переход газет к рыночным отношениям способствует развитию свободы прессы. Но для свободы прессы необходима ее экономическая самостоятельность. Это условие может быть обеспечено наличием устойчивого рынка рекламных услуг, к чему на данном этапе мы не готовы.
На заседаниях клуба звучали поразительные цифры и факты, как ответственные лица за информирование граждан в различных структурах просто утаивают в своих бюджетах выделенные и заложенные на эти цели средства, не используя их целевым образом. В результате, все средства, выделенные на такую важную акцию, как перепись населения, например, осела в неких московских медиасоюзах, а местные СМИ по всей стране занимались пропагандой бесплатно. Аналогичную политику, мол, «информировать надо, но денег у нас нет» занимают на местах представители пенсионных фондов, военкоматов, центров санэпиднадзора, налоговых органов, органы социальной защиты, внутренних дел, прокуратур и т.д., возлагая ответственность за «дела государственной важности» на местные СМИ бесплатно. На плечах редакций лежит информационное обеспечение различных выборных кампаний, будто у ЦИКа и его представительств нет на это средств. Есть примеры, когда неиспользованные на информационные цели средства тратятся, например, на выезды коллектива на море или на пышный банкет, а если денег много, как с переписью населения – на приобретение недвижимости, скажем на Лазурном берегу. Страшно, что страдают от подобного произвола многие стороны – дискредитируется сама идея рыночных взаимоотношений, к которым СМИ готовы, но по честным правилам; обманут Президент, уверенный, что СМИ будут поддержаны в результате работы рынка; страдают СМИ, не получающие средств за свою работу; в неведении остаются читатели, которые о многих новациях, происходящих в стране, не могут узнать, потому что телеканалы такой информации не дают, на Интернет и на компьютеры у большинства еще денег нет, а местные доступные СМИ так же бедны, как их читатели. Статистика утверждает, что 75 процентов всех рекламных средств «крутятся» в Москве, при том, что почти 80 процентов информационного поля России покрыто именно региональными СМИ. Перераспределить бы эти средства, и думаю, справедливость восторжествовала бы.

Политики не отдадут прессу
Обратим внимание еще и на такой аспект – представим, что местные общественно-политические газеты становятся свободными, за ними сохраняются нынешние помещения и имущество (власть выходит из состава учредителей, отдавая журналистским коллективам в дар то, что было нажито в многолетнем союзе, отработано верой и правдой). Первым, что сделают редакции, они изменят свою содержательную направленность. И сделают это они потому, что если сегодня недостающие средства в их редакционных бюджетах ( в «Новочеркасских ведомостях» это не более 20 процентов) покрывает заказчик из информационного курса, то завтра этим заказчиком становится читатель. От того, купит читатель газету (которая в данный момент становится просто товаром) или нет, – зависит благосостояние редакции, ее тираж. И это неминуемо! В том же случае, если редакции в результате муниципальной реформы будут задавлены ( в сельских районах без государственной поддержки при отсутствии рекламного рынка и крайне низкой покупательной возможности жителей редакции жить не смогут!), то органы местного самоуправления и Президент на ответственном этапе перестройки вертикали власти приобретают в лице редакционных коллективов, а это, как правило, активные и авторитетные на местах люди – мощнейшую оппозицию, которая развернет свою деятельность по всей территории страны. И неизвестно еще, сможет ли какая-либо оранжевая, еловая, тюльпановая и прочие революции сравниться с эмоциональным накалом информационных войн. Кстати, наш Новочеркасск это уже хорошо знает.
Откровенно говоря, вот этот политический аспект ситуации, понимание того, что муниципальная реформа остается без проводника, каким является пресса, а лишь с оппозицией — встревожил наших федеральных собеседников больше других. На сегодня в Государственной Думе рассматривается вопрос по отсрочке введения федерального закона № 131 вплоть до 2008 года, но мы не будем обольщаться. Юг России часто шагает впереди всей страны, обкатывая на себе различные реформы, вот и Ставрополье – стало «пилотным» краем, где уже живут по данному закону. Опасаясь подобного развития событий, когда оголтелость и ангажированность «свободных СМИ» станут выводить людей на баррикады, ставропольские власти приняли закон «О государственной поддержке средств массовой информации в Ставропольском крае» (при том, что федеральные законы об экономической поддержке районных (городских) газет и о господдержке средств массовой информации и книгоиздания РФ попали под колеса закона о монетизации и лишили прессу льгот). По мнению губернатора Ставрополья А. Черногорова, который готовится в 2005 году принять у себя в крае «10-й Всероссийский фестиваль прессы»: «Сфера массовой информации – одна из важнейших составляющих информационной безопасности страны. Я убежден: отдавать ее во власть рыночной стихии сегодня – не просто неправильно. С точки зрения государственной политики – это будет непоправимой ошибкой».
Серьезную озабоченность высказывают и наш донской губернатор Владимир Чуб, его заместитель, непосредственно курирующий прессу Виктор Усачев, руководитель департамента по делам печати, ТРВ и средств массовых коммуникаций Надежда Бабич, правление областной организации Союза журналистов РФ и многие другие. Прежде всего, в адрес Министерства, Госдумы, Совета Федерации, администрации Президента ушли письма с конкретными предложениями ростовчан. Среди них – предложения об освобождении от уплаты НДС (в богатых Англии, Швейцарии печать не платит такого налога, во Франции он не превышает 5 процентов, а у нас 18!) и на прибыль, оказание господдержки из федерального и других уровней бюджетов, спектр имущественных вопросов. Донские власти намерены поддержать местную прессу, но крайне нужны директивные документы сверху, нужны соответствующие разъяснения и поправки в федеральные законы.

Рынок распространения
Остро в ходе экспертного клуба стояли вопросы подписки и распространения печатной продукции. ФГУП «Почта России» провела колоссальную организационную работу по объединению всех 89 регионов страны. Все это единое предприятие. Единые тарифы, единая компьютерная сеть, масса преимуществ в будущем. В настоящем же – полная нищета работников отдельно взятых почтовых отделений, устаревшая материально-техническая база, упавший уровень доверия, низкое качество обслуживания и т.д. И все это на фоне существенно возрастающих цен на услуги связи. Есть примеры целого ряда судебных процессов, которые возбуждают редакции против «Почты России» как монополиста почтовых услуг. Реальность такова, что без всемерного внимания государства на определенном переходном периоде к «Почте России» местные СМИ и главное — наши читатели, могут оказаться заложниками ситуации. В небытие будет уходить подписка с уплатой средств на полгода и год, все чаще будет моделироваться схема оказания услуги с гарантированной доставкой и уплатой за нее ежемесячно. Подобные новации требуют от почты принципиально новых подходов. Работы качественной и ежечасной. В частности, в нашем городе ситуация такова, что уровень подписки на все СМИ, по сравнению с областными показателями, оказывается одним из низких. Почте нужна помощь конкретная, если мы не хотим завтра пользоваться услугами голубей…
В связи с этим особо хочется акцентировать внимание на розничной продаже. Так, например, в Германии есть положение, согласно которому все точки обязаны торговать прессой, как социально-значимым товаром, удовлетворяющим потребность в информации. И делать там это выгодно, для подобных целей – лучшие места, самые большие налоговые льготы. В Новочеркасске хорошо и мощно развита розничная торговля периодикой, другое дело, что для такого небольшого города две сети – многовато, особенно, когда одна выверена временем, обладает опытом, не уступает своих позиций, а другая не спешит в развитии, не имеет достаточно профессиональной кадровой базы, не стремится внедрить новшества. И, тем не менее, в самом факте наличия розничной продажи нашему городу завидуют многие регионы. Этому надо помогать всемерно!

Какой быть прессе?
Из прогнозов на будущее становится очевидным, что развитие Интернета планомерно убивает федеральную печать. Статистика такова, что эффективность телерекламы на Западе падает, в России она достигла своего апогея. И чем глубже пойдут эти процессы, тем очевиднее, что рано или поздно внимание будет обращено на регионы, где для крупных рекламодателей – поле непаханое, просто язык общения с потребителем должен быть немного другой, попроще и поконкретнее. И кто первым завоюет его, тем раньше и слаще он снимет плоды. А это значит, местная пресса будет жить всегда, другое дело, что она будет видоизменяться, искать свое место в меняющемся мире. По всей видимости отечественная журналистика сможет сохранить свои традиционные черты и в ближайшем будущем серьезнее обратить свои взоры на простого человека, его нужды, радости. чаяния. Похоже, мы уже все — и читатели, и журналисты — «наелись» новостей светской жизни и прочих ранее скрытых подробностей досыта, приходит понимание, что есть вечные ценности, нравственные аспекты. Видимо, звездам шоу бизнеса, сделавшим себе пластические операции, придется скоро уйти с первых полос газет, уступив их рассказам о трудовых достижениях строителей, металлургов, врачей и учителей, информационным поводам о родившихся детях и счастливых браках…Нуждаются в этом читатели, но еще более журналисты, для которых удовлетворение информационных потребностей тех, кто приобретает их СМИ – должно быть главным.

Г.Котов,
зам. ген. директора ФГУП «Почта России»:
«От понятия «подписка» пора отвыкать, мы оказываем услугу доставки».
А. Оськин,
предс. Правления Ассоциации распространителей печатной продукции:
«Местные газеты будут всегда, но они не должны останавливаться в развитии».
Ю. Пуля,
зам. нач. управления перио-дической печати, книгоизда-ния и полиграфии Федераль-ного агентства по печати:
«Особенно нас волнуют вопросы работы муниципальных СМИ в условиях вступления ФЗ № 131».
Н. Воробьева,
гл. советник департамента Управления по внутренней политике администрации Президента РФ:
«Нам интересна точка зрения редакторов из регионов, давайте нам свои предложения».
Б. Резник,
предс.подкомитета по печатным СМИ ГосДумы РФ:
«Законодательно наши СМИ надо защищать».
Д. Мезенцев,
зам. предс. Совета Федерации РФ, председатель Комиссии
по информационной политике:
«Однозначно, что без местной прессы страна не обойдется, помочь ей смогут поправки в федеральное законодательство».
row['name']