Сегодня:

История забирает в свои закрома каждый прожитый день, если он запечатлел себя. А если нет? Забудется. Люди живут короткой жизнью и уходят в иной мир, унося с собой и память. Эта краткая история объединяет всего несколько десятков лет, но она что-то напомнит, а что-то и расскажет читателю.
Я еду на свидание с человеком, о котором и поведаю вам. 31 год я ее не видела, только редкие телефонные звонки-поздравления. А работали вместе не один десяток лет.
Еду на автобусе № 3. Смотрю и вспоминаю, как после войны, в
46-м году, с крылечка на Октябрьской улице перед глазами на северо-западе открывалась широкая панорама ковыльной степи. Красивейшее зрелище, когда ветер гулял над ней и волны пушистой травы догоняли друг друга.
Вспоминаю бурное ее освоение приезжающей, в основном, молодежью на строительство заводов и поселка.
Когда проезжаешь Хотунок, серая лента дороги уходит в зеленый, длинный, на несколько километров туннель. Дохнуло прохладой. Проехала Соцгород, а вот и поворот – улица Мацоты. Она тоже тонет в тени сросшихся высоких, раздобревших крон деревьев. Красотища, да и только. И я вспоминаю, как по этой еще “голой”, с названием “Южная”, улице нередко в ночное время бежала женщина, то в накинутом на ночную рубашку пальто или плаще, то в разных туфлях, то на одной ноге в туфле, а на другой в домашнем тапке, то с завернутым в одеяльце собственным малышом, то… вариантов видели много разных, но главное — бежала.
Кроме прямой ниточки телефона, связи не было. Вызов – распоряжение – в путь, забыв все на свете, с одной мыслью, а что там? А там, дежурила одна акушерка и одна детская медсестра.
Не буду держать вас в неведении. Это Александра Павловна Федорова – врач акушер-гинеколог в строящемся поселке Октябрьский.
Я прибыла по адресу. Мы встретились тепло и с радостью. Продолжу разговор.
Условия для работы были примитивные. 10 коек родильных, 10 – детских – размещены в приспособленном помещении детсада, позже 20 родильных и столько же детских в приспособленном помещении поликлиники Соцгорода, 15 – гинекологических в терапевтическом корпусе больницы. Нет транспорта, надо было ежедневно быть в разных по расстоянию местах. Для работы не было совершенно необходимого: ведер, кастрюль, чайников, поильников и прочее, и прочее. Цена им всем в то время была копеечная, а купить можно было только за наличные деньги. Их не было в больнице и на заводах. Перебои с водой, энергией дополняли трудности.
Постоянный гость – санэпидемстанция – часто навещала, брала смывы с родильного стола, пеленок, рук персонала, инструментария и со всего, что ей приглянется. Не скрою, с боязнью и трепетом всегда ждали результатов этих анализов. И представьте, в этих условиях никогда не обнаруживали ни “палочек”, ни “кокков”, но зато были всегда длинные предписания, похожие друг на друга. Что нужно. К которому числу. Не обижались на это и в шутку говорили: “Все правильно. Гигиена – залог здоровья”.
Как грибы росли дома в поселке, а население прибавлялось еще быстрее. На учете в женском кабинете поликлиники более семи тысяч взрослых женщин. Растет рождаемость. Половину детей, родившихся всего в городе, составляли поселковые.
Помощь долго и с нетерпением ждали. И только в 1968 году на территории больницы было построено и сдано в эксплуатацию новое двухэтажное типовое здание для акушерско-гинекологической службы. Согласно штатному расписанию служба укомплектована полностью врачебным, средним и младшим медперсоналом, оснащена всем необходимым. С военной быстротой гинекология в 100 коек освоила первый этаж, 70 – родильных комфортно разместились на втором, добротное место там же освоило детское отделение с роскошным оснащением: кувезы для недоношенных, кислород и прочее, и прочее.
Все глубоко вздохнули, полны радости, уверенности и продолжали трудиться по своему узаконенному графику. Через несколько дней корпус уже представлял собой “пчелиный улей”, полный движения и звуков. Работа в этом учреждении необычная. Вас встретят коварство и неожиданность в любое время суток (высокая температура, кровотечение, тяжелые роды и т.д.), где потребуется оказание срочной помощи для спасения.
Вот потому пережить период становления и продолжать работу мог особый коллектив. Он был профессионально грамотен во всех звеньях, аккуратен, взаимозаменяемый, сплоченный, уважающий друг друга, любящий свое дело, бережно относящийся к своим пациентам и профессиональной тайне и понимающий своего наставника, заведующую Александру Павловну с полуслова. Она учила коллектив и каждого в нем “шлифовала”, а если надо было, проходила с “наждачком”. Вот почему служба не имела материнской и детской смертности, вспышек инфекции, переброски своих больных в другие медицинские учреждения.
… Однажды в нашем городе были гости из Болгарии, посетили больницу, ознакомились с работой, фотографировали. Как-то Александра Павловна побывала в Болгарии, городе-побратиме. Изумилась, когда на улице увидела стенд, а на нем фотографии своего корпуса, знакомые лица, цифры-показатели в работе. В музее Донского казачества, в одном из отделов показана тоже больница, новая, красивая.
Неожиданно случилась беда. В роддоме г. Шахты – вспышка инфекции. Прибыла зам. министра здравоохранения СССР по акушерству и гинекологии и, закончив свои дела, нанесла визит в больницу поселка. Внимательно ознакомилась с работой службы, ее показателями, была обрадована образцово поставленной диспансеризацией женщин на территории и заводах, сделала вывод: признать работу а/г службы поселка правильной и достойной передового опыта в области.
Вы спросите: а сколько же детей родилось за это время? Отвечу: целое поколение, в шутку говоря, “федоровский” поселок.
Ароматный запах заваренного чая заставил посмотреть на часы. Говорили мы много и долго, а время бежало быстро. В миг накрыт стол, и мы продолжили наш разговор за чашкой чая.
А кто же она, Александра Павловна, отвечающая за столь серьезную службу? По гороскопу – Лев, и все приметы этого зодиакального знака присущи ей. Красивая, умная, живая, вся в движении. С женщинами входит в контакт просто. Всегда знает, как ответить, какой дать совет, как и что делать. Не побоится поставить на место зарвавшегося.
Приведу к примеру один случай. Поступила женщина с тяжелыми родами. После осмотра вывод был неутешительный, или мать будет жива, ребенок погибнет, или ребенок будет спасен – мать погибнет. Сами понимаете. Это была борьба за жизнь и, к счастью, окончилась благополучно. И мать, и дочь остались живы. Проходят годы. Однажды на консультацию к заведующей врач присылает беременную, которая не согласна с указанными числами декретного отпуска. Беременная была осмотрена, начала громко спорить, затем оскорблять (в медицине, к сожалению, от базара до бесконечности все всё знают, во всем разбираются, бойко дают советы, назначают лечение и т.д.). Вдруг Александра Павловна где-то в ее лице заметила что-то знакомое и спрашивает: “Как фамилия и имя твоей матери?”. Когда она ее услышала, перед глазами доктора воскресла та страшная картина борьбы за их жизнь. Она подумала и сказала с достоинством: “Скажи матери, что ты была у Александры Павловны”, и еще, тут уже прямым текстом: “Если бы я знала, что ты такое г…, я бы тебя не спасала”. Женщина ушла и к своему врачу явилась в указанный срок.
Родовые корни жизни Александры Павловны простые, крепкие, сибирские. Подростковые годы и юность, если не обожгла огнем война, то тяжелой плитой легла на молодую душу. И не хотелось бы, а все равно входишь в эти годы. Война “тупорылым ботинком” утюжила страну. Саша видела прибывающие друг за другом в глубокий тыл санитарные поезда, видела невысыхающие женские слезы и тоску, ощущала полуголодную жизнь в стране. Путь в жизнь был избран – помощь Родине. Она не одна. Пять их девушек, подружек, сибирячек с высокими оценками заканчивают в 1948 году Иркутский медицинский институт. Их объединяло много общего в характерах и поступках, а самое главное, крепкая дружба на всю жизнь. Раньше встречались на сибирской земле, регулярно переписывались. Сейчас не доедешь до Сибири, и осталось их уже трое, но все равно связь продолжается.
Саша считает, что ей в жизни везло, что-то помогало и уводило все напасти в сторону.
Когда она пришла на работу на место распределения, ей была вручена путевка на усовершенствование в клинику Иркутска, на полгода по акушерству и гинекологии. Она и определила ее узкую профессию. После окончания учебы работает в районном центре Читинской области вблизи г. Чернышевска. За восемь лет работы еще дважды проходит в клинике усовершенствование и за хорошую работу получает четвертую путевку на полгода в Центральный институт усовершенствования, в г. Москву.
Из Москвы уже не одна прибывает в г. Ростов. Как подготовленный врач получает назначение – дежурным хирургом акушером-гинекологом в областную санавиацию. Работа сводилась к вылетам и оказанию неотложной помощи в разных местах области, разное время и разную пору года. Но недолго так было. Личная жизненная ситуация изменилась. Необходима была квартира, и работа неважно где.
Поселок Октябрьский остро нуждался в грамотном акушере-гинекологе. Помог случай, и завод № 17 (синтетических продуктов) без промедления выделил врачу квартиру. С 1956 г. Александра Павловна обосновалась в поселке и возглавила службу. Сил и энергии хватало на все. 42 года она отдала своей профессии – как врач. Как русская женщина, все умеет в жизни: кроить, шить, вязать и вышивать, пироги печь и гостей принимать. Земля ее крепко держит, деревья подпитывают энергией, цветы приносят радость, она имеет ухоженных шесть соток. Верный помощник, муж Михаил Васильевич. Вырастила и выпустила в жизнь двух сыновей. Внимательно и строго наблюдала, чтобы с пути не сбились и среди людей не были с изъяном.
С 1990 г. на пенсии, не работает. Имеет прекрасную семью: внуки-школьники, невестки трудятся в экономике и искусстве. Сыновья: Андрей – инженер-энергетик, Николай – кандидат ветеринарных наук. Все уважают ее и гордятся.
30 июля у Александры Павловны юбилей – 80 лет со дня рождения. Поздравим, поблагодарим от всей души, поклонимся ей в пояс, пожелаем здоровья на долгие годы, радости и счастья.
row['name']