Сегодня:

В редакцию нашей газеты недавно пришло письмо:

“Здравствуйте уважаемая редакция!

Хочется обратиться к вам за помощью по вопросам торговли. Просим разъяснить, по какой причине убраны ларьки с перекрёстков улиц Красноармейской и Московской, Дубовского, генерала Лебедя?
Вопрос не праздный. Например, в аккуратном ларёчке на углу Лебедя и Московской, всегда продавалось очень свежее и качественное мясо по доступной цене. Покупатели сюда приходили с многих окрестных улиц. В ларьке у аптеки на Красноармейской всегда была продукция молзавода. Тоже свежая, из холодильника. Да и разные мелочи – пиво, сигареты люди могли купить в ларьках круглосуточно. Ведь магазины закрываются в 8 или 10 вечера, а зимой ещё раньше. Позже нигде ничего в центре города не купишь. Вечером у ларьков всегда были покупатели. Там и цены были меньше, чем в магазинах. Тоже людям было выгодно. Да и самих магазинов продуктовых стало меньше. Почему-то вместо них открывают точки продажи сотовых телефонов. На Московской их уже, наверно, два десятка. А продуктовых магазинов всего шесть. И то, пять из них находятся не дальше ста метров от площади Платова. А после Комитетской, до самого Просвещения продуктовых магазинов нет. Почему так? Раньше говорили, что убогие ларьки позорят город, но ведь те, что убрали, были современного вида.
Где теперь установлен этот мясной ларёк, который был на Лебедя?
Почему в центре нет дежурного магазина, который работал бы круглосуточно? Ещё вопрос: зачем нам столько игровых салонов? Например, была пирожковая, потом экмасан, а теперь игровой салон? Кто разрешает это делать?
Почему нет сейчас доступных недорогих столовых, где люди могли бы перекусить?
Говорят, что проданы два книжных магазина, а что там будет вместо книг?
Ещё ходят слухи, что ларьки мясокомбината и молзавода, которые стоят на углу Пушкинской и Просвещения, тоже будут убирать. Правда ли это? Почему? И где они теперь будут? Там ведь тоже продавалась только свежая качественная продукция наших производителей. Там были постоянные покупатели, и людям было очень удобно и предприятиям выручка.
Может быть, в отделе торговли могут ответить на эти наши вопросы? Вопросы, как мы думаем, не пустые, и мы очень надеемся получить на них ответы через вашу газету.
Ветераны труда: М.Д. Гриднева (ул. Пушкинская)
О.В. Кравченко (ул. Московская)
И.В. Сарапул (ул. Просвещения)
М.И. Дергач (ул. Просвещения)
Г.В. Анищук (ул. Пушкинская)

Прокомментировать письмо наших читателей мы попросили начальника управления торговли администрации города Наталью Михайловну ДУМЧУС.

— Давайте начнём с того, — сказала Наталья Михайловна, — что мелкорозничная сеть, к которой относятся павильоны и ларьки, получила бурное развитие в начале 90-х годов, когда был определенный дефицит товаров и стационарных предприятий торговли – магазинов. Сегодня наш город, по числу магазинов, близок к средне-областному показателю. То есть, ларьки – это уже день вчерашний. Да, в тех районах города, где по каким-либо причинам нет магазинов, ларёк, конечно, нужен, но не в самом центре. Здесь, наверно, следует заметить, что благоустройство Московской идёт по разработанному и утверждённому плану, то есть не стихийно. Владельцы всех убранных павильонов знали о необходимости их переноса, они были предупреждены заранее. Каждому их них предложено место для установки своего павильона в каком-то другом районе города. Именно там, где есть дефицит торговых точек. Кстати, ларёк по продаже мясопродуктов, о котором идёт речь в письме, действительно, убран, но его владельцы получили место для торговли буквально в трех метрах от прежнего, в стационарном помещении, которое расположено по соседству, в кафе “Центральное”.
Что касается времени работы предприятий торговли, то лишь их владельцы вправе решать, с какого и по какое время будет открыт магазин. Лично мне, как руководителю управления торговли, очень хотелось, чтобы в каждом микрорайоне города была торговая точка с продлённым, или даже круглосуточным режимом работы. Но пока лишь один магазин “Дорожный” в Хотунке, работает круглосуточно. В центре города до часу ночи открыт магазин “Дионис”. Помимо разных напитков, там есть в продаже и продуктовая группа товаров.
Ещё раз хочу сказать, что сегодня никто не в праве обязать владельца торговой точки работать в каком-то режиме и уж тем более, с каким-то определённым ассортиментом товаров. Сегодня у нас рынок. Именно рыночные отношения и покупательский спрос, определяют специализацию магазина. Если сегодня на мобильные телефоны и цифровую технику есть стабильный спрос, то есть и предложение. Я вас уверяю, что как только не будет спроса и прибыли, владельцы многочисленных точек по продаже сотовых телефонов, перепрофилируют свои предприятия на что-то другое, нужное покупателю. Владелец помещения сам решает, как его использовать. То же самое относится и к игровым салонам. Если бы они не приносили прибыль, то их бы не открывали. Это в полной мере касается и предприятий общественного питания. У нас, их, к сожалению, меньше, чем могло бы быть. Но, давайте посмотрим, насколько тяжело открыть такое предприятие, насколько сложно сделать его рентабельным с экономической точки зрения, при сегодняшних ценах на продукты.
Можно сказать, что сегодня сами покупатели определяют судьбу предприятия торговли. Если в одном из магазинов слабый ассортимент товаров, низкое качество обслуживания, высокие цены, то вряд ли мы с вами станем там постоянными покупателями. Верно? Мы пойдём туда, где нас хорошо обслужат, где мы сможем найти нужный нам товар, и где мы не будем опасаться за свое здоровье, после употребления того, или иного продукта. Здесь, кстати, снова можно коснуться того, с чего мы начали, с ларьков. Не секрет, что в них не всегда соблюдаются условия торговли скоропортящимся товаром. Да и санитарные нормы, мягко говоря, в некоторых ларьках не на высоте. Я не хотела бы обидеть многих предпринимателей, которые оборудовали свои павильоны холодильными прилавками и камерами, но это есть далеко не везде. Ещё один вопрос, связанный с круглосуточно работающими ларьками, – беспокойство, которое испытывают люди, живущие неподалёку. Вы бы знали, сколько у нас бывает жалоб от жильцов на то, что ночью к ларьку за пивом подъезжают на автомобилях покупатели. Шум, громкая музыка, и всё остальное не могут радовать людей, которые вынуждены все это терпеть круглосуточно.
Что касается ларьков на улице Просвещения, то они тоже будут убраны. Во-первых, там намечены также благоустроительные работы на аллее, а потом – ведь в пяти метрах есть магазин. Там те же продукты, только ассортимент товаров шире и условия торговли, конечно, не как в ларьке.
В помещении бывшего книжного магазина, на улице Московской, будет, на сколько мне известно, открыт фирменный магазин “Глории Джинс”. Эта фирма выкупила помещение и теперь вправе им распоряжаться по своему усмотрению.
Хотелось бы отметить, что сеть стационарных предприятий торговли у нас динамично расширяется. Например, магазины фирменной сети “Магнит” сейчас открыты почти во всех микрорайонах города: в Молодежном, Донском, в Промышленном и бывшем Первомайском. На проспекте Баклановском, 188, недавно открыт магазин “Два гуся”, на Калинина,73 “Б” — “День-ночь”, на улице Дачная, 55 – магазин “Удача”. Я говорю только о продовольственных магазинах. Кроме этого, мы приветствуем открытие торговых точек предприятий-производителей. Недавно на Центральном рынке открылся магазин Ильичёвской птицефабрики. Кроме магазинов, у нас ещё и две закусочные появились. Это “Аксинья” на Маяковского, 69 и “Плазма” на Баклановском, 118.
В заключение я хотела бы подчеркнуть, что благоустройство центральной части города и связанное с этим перемещение павильонов мелкорозничной торговли вовсе не означает, что ларьки не имеют право на существование. Просто центр города, должен быть центром.