Сегодня:

Два года отметил недавно закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, а вокруг него все не утихают споры. И не только среди простых автомобилистов: 7 июля на заседании Правительства РФ рассматривался вопрос реализации ОСАГО в стране.
На заседании в основном были одобрены предложения Минфина по совершенствованию законодательства по ОСАГО. Вместе с тем, Минфину России, Минэкономразвития России, МВД России, Минюсту России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций поручено разработать и до 1 октября 2005 года представить в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, направленных на реализацию указанных предложений. Особое внимание при подготовке документов должно быть обращено на:
— упрощение процедуры оформления документов для осуществления страховой выплаты;
— уточнение порядка определения размера страхового возмещения, в том числе для пассажиров транспортных средств;
— установление порядка досрочного прекращения договора ОСАГО, а также порядка продления договора на новый срок;
— сокращение предусматриваемого договором обязательного страхования минимального периода использования транспортного средства;
— уточнение коэффициентов страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, наличия страховых выплат, мощности двигателя транспортного средства.
Минфину России, Минэкономразвития России, Минтрансу России, МВД России с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российского союза автостраховщиков необходимо дополнительно проработать вопросы дальнейшего совершенствования законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе:
— повышения ответственности страховых компаний за нарушение условий и сроков осуществления страховых выплат;
— организации проведения независимой технической экспертизы автотранспортных средств;
— определения процедуры передачи страхового портфеля при отзыве соответствующей лицензии у страховой компании;
— осуществления в установленных случаях страховой выплаты без обращения в подразделения ГИБДД;
— предоставления потерпевшему в определенных случаях права обращаться с требованием о страховой выплате непосредственно к страховщику, с которым потерпевшим заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
— уточнения порядка уплаты страховых взносов муниципальными предприятиями общественного пассажирского транспорта;
— возмещения страховыми компаниями расходов государства, связанных с лечением и последующей реабилитацией лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях;
— уточнения коэффициентов страховых тарифов при страховании ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации.
Соответствующие предложения с проектами необходимых нормативных правовых актов должны быть представлены в Правительство Российской Федерации в срок до 1 декабря 2005 г.
Также Правительство России поручило Министерству финансов до 15 июля 2006 года представить предложения об уточнении базовой ставки страхового тарифа ОСАГО. Между тем, Минфин вряд ли собирается здесь что-нибудь менять. «На наш взгляд, сегодня страховые тарифы являются обоснованными, и снижать их в ближайшей перспективе не следует, тем более с учетом инфляции», — заявил 7 июля на заседании Правительства РФ замминистра финансов Сергей Шаталов.
Сейчас базовая ставка ОСАГО для физических лиц составляет 1980 рублей. Для Москвы установлен региональный коэффициент 2, а для Санкт-Петербурга — 1,8 и т.д. Кроме того, размер тарифа зависит от мощности и объема двигателя. Но есть предложение снизить коэффициенты при мощности двигателя до 70 лошадиных сил и до 100 лошадиных сил.
В то же время, по словам С. Шаталова, можно расширить возможность выплат по страховым случаям и распространить предельный размер выплат на всех участников ДТП. В настоящее время максимальная страховая выплата по возмещению ущерба жизни и здоровью в ДТП составляет 240 тысяч рублей, и эта сумма делится на всех пострадавших. То есть, если перевернулся автобус, эти 240 тысяч будут делить на количество его пассажиров — 60 человек. С. Шаталов же считает, что эти 240 тысяч можно распространить на каждого пострадавшего.
Кроме того, Минфин считает возможным уменьшить сроки, в которые производится страховая выплата. Сегодня этот срок составляет шесть месяцев.
На заседании Правительства РФ С. Шаталов привел следующие цифры. Объем страховых выплат по ОСАГО в I квартале 2005 года в РФ составил 6 млрд. руб. Объем же заявок на страховые выплаты, которые в настоящий момент еще не урегулированы, составляют более 2 млрд. руб. Таким образом, общий объем выплат в I квартале может составить 8 млрд. руб.
Что касается резкого роста банкротств страховщиков из-за участия в обязательном страховании автогражданской ответственности, Минфин РФ этого не опасается. По словам С. Шаталова, в настоящее время уровень убыточности обязательного страхования автогражданской ответственности достигает 40% (отношение объема выплат к собранным премиям по ОСАГО). К концу третьего года такое соотношение может достигнуть 60%, считает С.Шаталов. В то же время уже в настоящее время в ряде регионов убыточность ОСАГО составляет 60%, а по некоторым компаниям — 86%.