Сегодня:

Внимательно изучил статью И. Степаняна «Их паровоз, вперед лети?» («ЧЛ» №№ 22-23 от 15 и 22.06.05 г.). Автор в значительной мере разоблачил махинации и вероломство вокруг НЭВЗа, приведшие к тупику. Однако автор отбрасывает коренной, базовый, важнейший — социально-политический аспект проблемы и, по сути дела, возлагает всю вину за сложившееся положение на руководство и коллектив НЭВЗа — не хотят, дескать, входить в рынок, конкурировать, тратят силы на политику.
К глубочайшему моему сожалению, в статье допущено тяжкое, незаслуженное оскорбление в адрес НЭВЗа. Вынужден цитировать: «За всю свою историю на НЭВЗе никогда стратегически не думали, всегда пытались копировать заграничную технику и получались скверные копии». Но вот незадача: как же это так получилось, что 20 тысяч «скверных копий», выпущенных НЭВЗом, обеспечили грандиозную, восхитившую весь мир программу электрификации железных дорог СССР? Все электровозные фирмы мира, вместе взятые, не смогли бы выполнить эту программу!
Китайцы и финны, прежде чем заказать электровозы, в течение года в тяжелых условиях испытали французские, немецкие, японские и советские электровозы. Наши оказались самыми надежными, живучими, дешевыми. За 8-осный электровоз с реостатным торможением завод получил Государственную премию СССР. Как известно, такие премии давались за достижения мирового уровня. Электровозы с рекуперативным торможением выпускались только в СССР. Основной показатель тягового двигателя — полезная мощность, приходящаяся на один килограмм массы — за 20 лет (1950-1970 гг.) был улучшен на НЭВЗе в 4 раза. Колоссальный прогресс! Да и в настоящее время этот показатель примерно такой же, как у западных фирм. Помню, на Международной выставке в Москве, в 1973 году, американские, французские и немецкие специалисты с большим интересом изучали разрез якоря тягового двигателя со стеклопластовым креплением обмотки. Мне довелось давать пояснение. И так далее. Очень много можно привести подобных фактов. НЭВЗ был удостоен высшей награды страны — орден Ленина.
Нормальная творческая жизнь НЭВЗа была нарушена «катастройкой». Гайдар, Чубайс и другие подобные им изрекли: «Свободный рынок все отрегулирует, будем жить, как в раю».
Одно из самых гнусных заявлений правящего режима — это моральное разложение людей. Уже в 1989 году выполнялся китайский заказ, НЭВЗ был похож на большую барахолку: в каждом цехе в рабочее время делили китайский ширпотреб. В последующие годы Ельцин не платил зарплату, начался грабеж цветного металла. О масштабах грабежа дают представление приводимые ниже в качестве примеров факты.
В заготовительно-штамповочном корпусе (ЗШК) из четырех трансформаторных подстанций осталась одна. В этом же корпусе полностью разграблен, разрушен очень мощный, дорогой, купленный в ФРГ (начало 80-х гг.) комплекс для холодной высадки крепежа. Комплекс обеспечивал повышение производительности труда в десятки раз!
Воры сняли всю фольгу с теплотрасс, теплоизоляция отвалилась, греет морозный воздух.
Из-за ничтожной загрузки завода (несколько процентов) мощные компрессоры большую часть сжатого воздуха стравливали в атмосферу. Сотни тысяч киловатт-часов, в буквальном смысле слова, пускались на ветер. Почти пустые производственные корпуса вынуждены были отапливать, освещать, охранять. Процветало расточительство энергии, труда, средств.
Некогда единый производственный комплекс разбили на ряд производств, где каждый начальник сам себе президент. Скажем, кузовному цеху на какой-то период выгоднее делать заборы, и он отказывается изготавливать кузова электровоза. Одним словом, полная дезорганизация.
И вот после такой 15-летней разрухи НЭВЗу говорят: не занимайтесь, ребята, политикой, входите в рынок, конкурируйте. С приветом! А правители и жулики тем временем размещают на территории страны немецкие, японские, французские, американские предприятия, где будут нещадно эксплуатировать «туземцев».
Видел по телевизору ликующую физиономию Валентины Матвиенко, бывшего первого комсомольского секретаря в Ленинграде: Какое счастье! В Санкт-Петербурге будет японский завод «Тойота», отверточное производство!
И. Степанян пренебрежительно отзывается об электровозе «Ермак», восхищается западной техникой.
В своей заметке «Почему «Сименс», а не НЭВЗ?» («ЧЛ» от 20.04.05 г.) я приводил факты неудовлетворительной работы немецких и французских электровозов. Откуда же у И. Степаняна уверенность, что современные западные электровозы в наших условиях, при наших режимах будут работать лучше отечественных? Здесь нельзя полагаться на рекламу, а надо жестко и длительно проверять в условиях эксплуатации.
Говорят о скоростных электровозах. Да, ими надо заниматься. Но ведь в советское время занимались и успешно. В период 1975-1985 гг. в ВЭлНИИ было создано мощное научно-исследовательское и конструкторское подразделение (около 400 человек), появились модели, полигоны. В работе участвовал добрый десяток мощных организаций, учебных заведений, научно-исследовательских институтов страны. В их числе — РИИЖТ. Количество отечественных патентов и изобретений в указанной области было больше, чем в других странах.
Но ведь все вышвырнула проклятая «катастройка»!
И. Степанян забывает или не знает простую истину: из 100 тыс. км железных дорог России скоростное движение будет (если будет), самое большее, на 10 тыс. км. На остальных километрах оно не рентабельно. Лично я уверен, что при этой власти, при этом режиме скоростное движение не будет освоено даже на одной магистрали — Москва — С.-Петербург, 660 км. Ведь кроме создания скоростного транспорта надо капитально переделать путь, обеспечить очень сложную эксплуатацию. Огромные средства нужны; поставками сырья их не добудешь.
Все это означает, что на ближайшие десятилетия основная потребность будет в обычных (не скоростных) электровозах (тот же «Ермак») — скромных, надежных работягах. Понятно, что нужно их совершенствовать, использовать научно-технические достижения. С этими задачами лучше всех справится НЭВЗ.
При сложившемся положении ему жизненно необходима государственная поддержка, которая, как правило, оказывается ведущим фирмам в западных странах.
У нас же вместо поддержки завод обманывают, банкротят. Основная причина этого — чудовищная, небывалая в истории коррупция. Из авторитетных источников, она составляет 70 млрд. долларов при годовом бюджете 120 млрд. Возможна ли, в принципе, честная конкуренция при таком чудовище?
Работники каменского комбината «Химволокно» сообщили мне, что московские чинуши неожиданно сняли большой заказ на изготовление так называемых графитовых нитей и передали его французам, мотивируя тем, что у них качество выше. Заводская лаборатория, имея гослицензию, доказала обратное. Тогда по коррупционным каналам заводу «разъяснили» сколько миллионов долларов надо «дать на лапу», чтобы сохранить заказ. И подобные истории — сплошь и рядом, везде и всюду. Графитовые нити впервые в мире были получены в СССР, а первая промышленная партия была изготовлена в Каменске. Нити в пять раз прочнее самой лучшей стали, применяются для корпусов ракет. А в связи с разгулом бандитизма образовался огромный спрос на графитовые жилеты, вместо бронежилетов. Пуля, попавшая в графитовый жилет, не дает травмы-ссадины, он легче и удобнее.
Пусть не подумают уважаемые читатели, что я оправдываю инертность, пассивность руководства и коллектива НЭВЗа. Нет и нет! Зная, что главное зло — правящий режим, борясь с ним, все патриотические силы, в том числе работники НЭВЗа, должны, вместе с тем, настойчиво, целеустремленно, изобретательно решать свои конкретные проблемы.
Работая по договору подряда в ВЭлНИИ, вижу, в частности, следующее.
Вопреки здравому смыслу, отечественному и мировому опыту в ВЭлНИИ и на НЭВЗе отказались от изготовления макетных, опытных образцов разрабатываемых изделий, их исследования и доводки, а затем уже внедрения на опытную партию, в серию. Заставляют сразу разрабатывать, изготовлять и ставить на электровоз. Такая «экономия» означает низкое качество разработок и, в конечном счете, приводит к большим убыткам. Какая уж тут конкуренция!
В советское время на НЭВЗе работал очень хороший экспериментальный цех. Его давно уже нет и в помине.
Известны сталинские слова: «Кадры решают все». Этот лозунг вывешивается в цехах японских предприятий. Японцы настойчиво и плодотворно работают в этом направлении. И результаты видит весь мир. В ВЭлНИИ, на НЭВЗе насущно необходимо создать группы «думающих инженеров» (как у «Форда»), привлечь туда талантливую молодежь, обеспечить им высокую, а может быть, и очень высокую, оплату труда, моральную поддержку. И дело пойдет, обязательно пойдет!
Горячо желаю руководству и коллективам НЭВЗа и ВЭлНИИ всяческих успехов на их трудном пути.