Сегодня: 19 апреля 6445, Среда

Во многих организациях, учреждениях, на предприятиях есть такая штатная должность — секретарь, выполняющий нужную, однако не столь сложную, техническую работу. В своем большинстве секретарями являются относительно молодые женщины, многие из которых имеют высшее образование, опыт и навыки в ведении делопроизводства, в выполнении всякого рода несложных поручений. Вместе с тем за последние годы отмечается стремительный рост количества таких технических работников, буквально сравнимый с арифметической прогрессией. Автор этой статьи далек от мысли обидеть женщин, работающих на этих должностях, однако вынужден называть их ласково-предупредительно — секретаршами. Дело в том, что, к сожалению, многие из них превращены в личных секретарей, состоящих при своих начальниках, хотя никакими штатами и нигде должность «личного секретаря» не предусмотрена. Задача таких секретарш — сидеть в приемной, возле телефона, ограждать своего шефа от телефонных звонков, а в приемные дни — и от посетителей.
Конечно, наиболее ответственные по своей должности лица не могут и не должны отвлекаться от своей основной работы, непрерывно снимая телефонную трубку. К числу таких лиц в нашем городе можно отнести, например, главу городской администрации (мэра), одного-двух его заместителей, директоров крупных заводов. Секретарь такого должностного лица, безусловно, должен быть не только технически грамотным специалистом и эрудированным, но и предельно корректным в обращении с людьми. Казалось бы, что такие качества, хотя бы в элементарной степени, должны иметь и все прочие секретари. Однако ничего этого нет и в помине! При этом виновниками такого парадокса являются сами должностные лица, всякие «шефы-боссы», которые должность секретаря, например, техникума превратили в личную секретаршу, телефонного диспетчера, а подчас и в прислужника. Для подтверждения этого попробуйте позвонить любому должностному лицу, должность которого называется «директор» или «начальник».
Позвоните, например, начальнику горэлектросвязи, начальникам управлений труда и соцразвития, соцобеспечения, налоговой службы, здравоохранения и образования, директору (ректору) любого учебного заведения. Вы услышите голос секретарши: «А по какому вопросу?». В зависимости от вашего ответа или настроения этой секретарши получите ответ: «Его нет», «Он занят» или что-либо производное, что ей придет в голову… «По какому вопросу?», — спрашивает секретарша даже из такой конторы, которая занимается исключительно установкой телеантенн…
Приведу еще один пример. Нашим депутатом в Государственной Думе является Ф.М. Швалев, за которого голосовали избиратели города. Он работает в Москве, изредка приезжает к нам. Но в нашем городе есть его штатный помощник — С.Б. Бондарев, он же первый зам. мэра города. Депутат — далеко, а его помощник — рядом. Однако как обратиться к нему? Позвонить? Но ведь там — секретарша, которая спросит: «По какому вопросу?» и скажет, что «Он занят»…
Теперь о ксероксах, это такие аппараты для снятия копии с подлинных документов. Казалось бы, какая может быть связь между секретаршами и ксероксами? Оказывается, что есть такая связь, хотя бы и косвенная. Дело в том, что буквально во всех организациях от людей требуют представления всевозможных справок, копий документов и т.д. Известный «принцип» — «без бумажки ты букашка». Многочисленные аппараты-ксероксы ежедневно работают с полной нагрузкой. Конечно же, не бесплатно, один-два рубля за каждую копию. Почему это безобразие происходит? Да потому, что решения о необходимости представления всех этих справок, копий принимают не должностные лица, а рядовые чиновники и их помощники, в том числе и секретарши. Позвонить этим должностным лицам практически невозможно, о чем уже сказано. Написать жалобу, заявление? Бесполезно! Так как должностные лица такие обращения не читают или не дочитывают, ограничиваясь резолюцией типа: «Принять меры, доложить». Все эти обращения транзитом пересылаются «исполнителям» для подготовки ответов-отписок за подписью этого же должностного лица.
Что же касается представления людьми всякого рода справок, копий, то в этом вопросе нет даже элементарного взаимодействия между смежными организациями, так как они имеют разную подчиненность. Вот два-три наглядных примера, касающиеся лично автора этой статьи.
Из налоговой службы получаю извещение на налог «за недвижимость» (приватизированная квартира) с моей супруги, которая умерла несколько лет назад. Получаю еще одно извещение — «транспортный налог» за полученный мною, инвалидом войны, автомобиль «Ока», от государства и бесплатно. Вот такое взаимодействие между городскими органами. От управления труда и соцразвития получил ответ: «Наша контора к налоговой конторе отношения не имеет». В результате этого старого ветерана-инвалида войны буквально вынуждают идти «на прием» к «ксероксу» для снятия копий документов и их представления во все эти конторы. Дело доводится до полнейшего абсурда: на избирательном участке мне предложили предъявить свидетельство о смерти супруги, чтобы ее исключили из списков избирателей.
В заключение — о «ксероксных» деньгах, которые отдают люди за все эти копии. По городу — это многие сотни тысяч рублей. Как-то спросил сотрудниц, работающих на этих ксероксах: «Куда идут эти деньги?». Получил ответ: «Не знаем. Спросите об этом наших начальников». Попытался спросить, по телефону. А оттуда секретарша отвечает: «Его (начальника) нет, он на совещании у своего начальника. Звоните туда» — неизвестно куда!
И последнее, о чем не могу умолчать. Недавно по общественно важному вопросу дозвонился до одного из замов мэра города — А. Вальтеру. С помощью его секретарши, конечно. Сказал ему и кое-что о городских газетах. На что он мне ответил: «Эту «Частную лавочку» мы (т.е. в администрации) не признаем и не читаем ее»…
А почему не читают? Ведь администрация города — это все же (без кавычек) не частная лавочка… Может быть, автор этих строк не прав?