Сегодня:

Проходившие на Дону торжества, посвященные Дню славянской письменности и культуры, а также 100-летию со дня рождения М.А. Шолохова, несколько заслонили собой такие чисто казачьи мероприятия, как встреча атаманов реестровых войсковых казачьих обществ с Президентом РФ в станице Вешенской и Второй большой Круг казаков России. Однако не упомянуть об этих важных для казаков России событиях нельзя. Тем более, что произошли они вскоре после рассмотрения Госдумой закона «О государственной службе российского казачества» в первом чтении.
Во время встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина с реестровыми атаманами в станице Вешенской, длившейся около часа, затрагивался ряд волнующих казаков вопросов. Среди них — исход русскоязычного населения из находящихся на Северном Кавказе некогда казачьих поселений, в которых в свое время доля казачьего населения достигала 80-ти процентов. Теперь же казаков в них остались единицы, то есть порог необратимости уже перейден. Чего стоят после этого все рассуждения о недопустимости расчленения России? Ведь на территории Северного Кавказа все меньше и меньше остается гражданского русскоязычного населения, которое не могут подменить собой русскоязычные военнослужащие внутренних войск, которых там становится все больше и больше.
Наряду с обсуждением таких серьезных вопросов, донской реестровый атаман счел уместным разыграть традиционную верноподданническую интермедию: вручение российскому Президенту не только казачьей шашки, но и форменной одежды с погонами казачьего полковника. И здесь уместно будет сообщить, что в соответствии с Указом № 447 Президента РФ Б.Н. Ельцина «О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации» от 24 апреля 1998 года, чин «казачий полковник» относится к числу главных чинов. А главные чины, в соответствии с названным Указом, присваиваются «начальником Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации по предоставлению атамана войскового казачьего общества».
Но последний начальник Главупра — генерал армии Дейнекин П.С. — в начале 2003 года был уволен с этой должности по возрасту. После этого должность начальника Главного управления казачьих войск была упразднена, а само Управление — расформировано. К слову сказать, на Втором большом Круге казаков России в очередной раз поднимался вопрос о воссоздании этого Управления. Однако на сегодняшний день такого Управления и его начальника не существует, поэтому неясно, кто же в таком случае присвоил Президенту РФ чин «казачий полковник».
Президент, однако, поддержал начатую атаманом Водолацким игру в бирюльки и обратился к присутствовавшим при этом реестровым атаманам со своим вопросом:
— А где же мой земельный надел?
— Покажем в следующий ваш приезд, — ответили ему находчивые атаманы.
Пока руководство реестрового казачества занимается игрой в бирюльки, возрождение казачества идет не шатко не валко. Когда в свое время энтузиасты казачьего возрождения, которых реестровые атаманы называют теперь не иначе как общественными казаками, заявили о себе в полный голос, сразу же был принят закон о реабилитации репрессированных народов, в том числе и казачества. А вот казачество реестровое за десятилетие своего существования так и не добилось принятия закона о российском казачестве. Первое чтение в Госдуме прошел не закон о российском казачестве, а закон «О государственной службе российского казачества», внесенный в Госдуму отнюдь не депутатами от казачьих областей, бог весть кем произведенными в казачьи полковники, а лично Президентом РФ. Но даст ли этот правовой документ дополнительный импульс для развития казачьего движения? Думается, что вряд ли.
Дело в том, что действие этого федерального закона планируется распространить лишь на граждан Российской Федерации, являющихся членами казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ и члены которых взяли на себя обязательства по несению государственной, военной, правоохранительной и иной службы. А много ли таких членов наберется? Ведь служить способны лишь мужчины в возрасте от 20 до 40 лет. Так, например, на 1 января 2005 г. число членов внесенных в государственный реестр казачьих обществ составляло около 660 тысяч человек, а обязательства по несению государственной и иной службы из них взяли лишь 250 тысяч человек. Большая часть членов реестровых войсковых казачьих обществ к государственной, военной, правоохранительной и другим службам не способна. Она попросту не может их нести по возрасту, состоянию своего здоровья, из-за отсутствия соответствующего образования, необходимых навыков и прочих причин.
Рассматриваемый Госдумой закон создает приоритет одной, причем меньшей, части казачества и ущемляет интересы другой, значительно большей его части. А ведь в казачьих общинах должны быть не только служивые казаки, но и женщины, дети, старики… Предлагаемый же к рассмотрению закон их вообще не учитывает, тем самым расчленяя традиционную казачью общину на «избранных» и иных прочих.
В законопроекте дается определение понятия «казачье общество» — «добровольное объединение граждан в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, включенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы».
Законопроектом предусматривается, что российское реестровое казачество будет проходить государственную гражданскую службу в соответствии с законодательством Российской Федерации, военную и правоохранительную службы — в соответствии с федеральным законодательством. Военную службу российское реестровое казачество будет проходить в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ), в других войсках, в войсковых (специальных) формированиях и органах. Для прохождения военной службы российское реестровое казачество будет направляться по возможности в соединения и в войсковые части ВС РФ, которым присвоены традиционные казачьи наименования, в пограничные органы, во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации (ВВ МВД РФ).
По замыслу авторов законопроекта, российское реестровое казачество будет также оказывать содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета казаков, в организации военно-патриотического воспитания призывников, в их подготовке к военной службе и во вневойсковой подготовке во время пребывания в запасе, будет принимать участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях, будет принимать участие в охране общественного порядка, обеспечении государственной, пограничной, экологической и пожарной безопасности, в борьбе с терроризмом.
Помимо всего этого, реестровое казачество будет также иметь возможность осуществлять иную деятельность на основе договора казачьих обществ с органами военного управления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
А еще законопроектом предлагается установить, что порядок принятия гражданами РФ, являющимися членами казачьих обществ, на себя обязательств по несению государственной и иной службы, порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, а также форма одежды, знаки различия, чины и удостоверение казака не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ, определяются Президентом Российской Федерации.
Ну что тут скажешь? Все это уже было, было, было! И обязательства по несению государственной и иной службы реестровые казаки на себя уже принимали, и порядок ведения государственного реестра давно уже определен. А Указом № 447 Президента РФ от 24 апреля 1998 года для не проходящих военную службу членов казачьих обществ давно уже определены и форма одежды, и знаки различия, и чины. Имеются у них и удостоверения установленного образца. Так зачем же все начинать заново? Чтобы и впредь водить казаков по замкнутому кругу, как это было в последние полтора десятилетия?
Кстати, недовольство чрезмерным затягиванием процесса становления казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, выражали даже реестровые атаманы, участвовавшие в работе прошедшего 27 мая в Новочеркасске Второго большого Круга казаков России. Так, например, представитель Терского казачьего войска А. Масалов заявил, что протянутая к госслужбе рука реестрового казачества осталась в подвешенном состоянии. Размышления чиновников о том, где и как могут быть использованы казаки, затянулись. Реестровые казаки уже перестают верить голословным, ничем не подкрепленным посулам. «Если и впредь будет так, то в реестре нас много не останется», — сказал представитель терцев.
А советник Президента РФ по вопросам казачества Г.Н. Трошев знай все твердит, что «общественное» казачество — это вчерашний день, а будущее — за казачеством реестровым. Блажен, кто верует: реестровому казачеству скоро исполнится десятилетие, а обещанной ему государственной и иной службы для него как не было, так и нет. А если таковая и появится после принятия закона «О государственной службе российского казачества», то лишь для незначительной части реестровых казаков. Все же остальные, двигавшиеся в течение последнего десятилетия по круговому маршруту, вновь окажутся у исходной точки.