Сегодня: 19 апреля 5455, Четверг

В начале было слово.
Слово было у Бога.
Слово было Бог.
Слово было свет.

Слова эти были воспроизведены на заднике сцены, установленной на площади Ермака к 24 мая, когда в Новочеркасске должно было состояться музыкально-драматическое действо, завершающее Дни славянской письменности и культуры на Дону.
Дни эти проходили 23 и 24 мая на территории Ростовской области. Не только в Ростове и Новочеркасске, но и в городах Таганроге, Аксае и даже в Кулешовке. Где-то проходил крестный ход, где-то — презентация православной энциклопедии, где-то — демонстрация фильмов по произведениям М.А. Шолохова (праздник был приурочен к 100-летию писателя). А новочеркасские Вознесенский войсковой кафедральный собор и площадь перед ним приглянулись столичным устроителям ежегодного праздника для заключительного действа.
Ежегодный религиозно-государственный праздник славянской письменности и культуры проводится в России уже в 20-й раз. В этот раз приурочен он был к 100-летнему юбилею великого не только донского, но и общероссийского писателя Михаила Александровича Шолохова — общепризнанного знатока донской казачьей культуры как составляющей культуры общеславянской.
Неделю Новочеркасск готовился к проведению действа. Около трех десятков фур доставили в наш город сборные металлоконструкции, пластиковые сиденья, осветительные приборы. Заезжие умельцы смонтировали из них сцену, партер, режиссерско-операторскую площадку. Местные же умельцы задрапировали зеленой сетью, словно бреднем сома обернули, многострадальное полуразрушенное здание дворянского собрания, разукрасили фасад столовой, так называемой артучебки с наполовину рухнувшей крышей и даже восстановили на постаменте памятника Ермаку букву «ц» в слове «Донцы», отсутствовавшую на своем законном месте более 8-ми месяцев. За день до мероприятия спецвертолет с видеооператором на борту совершил облет соборной площади и других примечательных мест нашего города. На основе отснятых материалов был смонтирован фильм, показанный в начале музыкально-драматического действа.
Предполагалось, что в этот день в станицу Вешенскую прибудет Президент Российской Федерации (день 100-летия Шолохова приходился на 24 мая 2005 г.), после посещения которой он теоретически мог побывать и в Новочеркасске. Но Президент перенес свой визит на следующий день, и оттого в нашем городе обещанные беспрецедентные меры безопасности были реализованы в далеко не полном объеме по сравнению с намеченными.
Музыкально-драматическое действо началось в назначенное время и окончилось ровно в полночь с последним потухшим зарядом фейерверка. На протяжении двух часов на сцене выступали профессиональные и самодеятельные коллективы, эстрадные певцы и киноартисты. Среди них были Никита Джигурда и Надежда Бабкина, Аристарх Ливанов и Людмила Хитяева, Евгений Гор и Ярослав Евдокимов. Среди коллективов выделялись ансамбль песни и пляски донских казаков и представители ансамбля песни и пляски российской армии, якобы прервавшего ради выступления в Новочеркасске свое европейское турне.
Обряженные своим руководством в штаб-офицерские эполеты, члены ансамбля песни и пляски донских казаков бегали и прыгали по сцене с пиками, на остриях которых были закреплены флажки почему-то цветов георгиевской ленты. Куда более реалистично выглядела пляска представителей ансамбля песни и пляски российской армии, начавшаяся со сценки, изображающей картину И.Е. Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану» и окончившаяся ею же.
Поучаствовать в действе пришлось и новочеркасцам. Самые юные из донских кадет выносили на сцену листы картона с изображенными на них буквами славянского алфавита, при повороте которых обратной стороной читалась фраза: «Ученье — свет, а неученье — тьма». А казаки Новочеркасска при поддержке таганрогских и кагальницких казаков бодро промаршировали с флагами России и Ростовской области по проходу между сидящими в партере зрителями. Во время их прохождения грохнул холостой выстрел реконструированного гладкоствольного артиллерийского орудия и начался фейерверк. Жаль только, что прошедшая вдоль сцены рысью казачья конница, состоявшая из нескольких всадников в форме «на 1812 год» и «на 1914 год», была составлена из членов приглашенного из Шахт военно-исторического клуба. Этому клубу принадлежало и реконструированное арторудие. Ничего подобного в «столице мирового казачества» не было и нет.
Действо, равного которому по значимости доселе не было в Новочеркасске, завершилось. Мощные прожекторы, подсвечивавшие собор однотонным светом, а не всеми цветами радуги, погасли (за время действа они потребили из городской электросети около 1 миллиона ватт-часов электроэнергии). И над опустевшей соборной площадью осталась светить лишь полная луна.
Бредя домой по лишенным в этот день освещения улицам Комитетской и Дубовского, автор этих строк то и дело спотыкался о древние камни родного города и отвечал на вопросы встречающихся ему групп молодежи: «А что было на площади? А были ли там артисты? А почему все так рано закончилось?». Оказывается, в этот незабываемый день были в Новочеркасске и люди, ни сном ни духом не ведавшие обо всем происходящем в самом его центре.