Сегодня:

“Социальная и коммерческая журналистика: соперники или союзники?” — этот вопрос, ставший темой встречи журналистов городских средств массовой информации, далёк от риторики и имеет самое непосредственное отношение к работе СМИ в сегодняшних условиях рынка. Актуален он и для потребителей их продукции – зрителей, слушателей, читателей. Верить или не верить ведомственному средству массовой информации, воспевающему успехи родного предприятия? Так ли уж хороши товары и услуги, превозносимые в заказной статье? Куда обратиться со своей бедой? Кто поможет в решении какой-то очень важной проблемы человека, попавшего в капкан обстоятельств? Ответы на эти вопросы сегодня каждый человек ищет для себя самостоятельно.
Дискуссия, организованная ассоциацией журналистов “Аксинья”, в рамках объявленного недавно второго городского конкурса социальной журналистики “Вдохновение – 2005”, собрала представителей практически всех печатных и электронных средств массовой информации города. Полноправными участниками разговора (который, к слову, состоялся на одной из баз отдыха левобережной части Дона) были и представители деловых кругов города. Опытные бизнесмены, руководитель известной в городе фирмы “Васильев и сыновья” Михаил Васильев, директор предприятия “ТТЦ “Орск-Преста” Ольга Лукашова, президент Российско-Германской корпорации “Топ – Дизайн” Маттиас Ламмерт с удивлением узнали, что СМИ сегодня вынуждены решать проблемы, которые имеют много общего с проблемами бизнеса. Как ни одно предприятие не может существовать без соблюдения финансового равновесия, так и любое средство массовой информации вынуждено зарабатывать себе на жизнь, быть рентабельным.
Как сказал М. Ламмерт, на Западе сегодня социальная журналистика уже практически исчезла. Проблемы людей и общества, которые прежде поднимались в прессе, сегодня там уже вытеснены дутыми сенсациями, сплетнями из жизни знаменитостей и скандальными историями разного толка. Пресса предлагает потребителю информационный продукт, имеющий больший спрос. У нас социальные материалы пока ещё есть, это признали все, но они тоже уступают место на газетных полосах и в эфире коммерческим (заказным) материалам. Положение дел, как отметили участники дискуссии, зависит от позиции каждого конкретного СМИ, его руководства и учредителей, да и его экономики.
Журналисты (люди совсем не злопамятные, но не отказавшие себе в удовольствии в процессе дискуссии попенять друг другу на разные недостатки, припомнить старые обиды), разделившись на четыре рабочие группы, обсудили самые актуальные вопросы социальной журналистики. К таковым относились: “Чем обусловлено снижение и рост качества социальной журналистики”, “Информация и реклама: отличия одного от другого, законодательная база, проблемы и пути их решения”, “Благотворительность с точки зрения СМИ”, “Вопросы подготовки проблемных материалов”. Коллективному разуму, как и ожидалось, все вопросы оказались по плечу. Темы были детально проработаны и освещены на подведении итогов встречи. Все согласились с тем, что миссия прессы – информировать общество – остаётся неизменной и при “разгуле” рынка. Самое ценное, чем обладает каждое СМИ – уважение и доверие своей аудитории – имеет решающее значение. Пресса должна служить интересам общества, отражать его актуальные проблемы, и находить пути для их решения. Коммерческая журналистика тоже имеет право на жизнь, но… здесь уж каждый журналист должен сам для себя установить границы возможного и недопустимого.
Целью дискуссии, по определению организатора встречи, Ирины Мардарь, было провести анализ процессов, происходящих сегодня в журналистике. И это было в конечном итоге сделано. Конечно, каждый из участников дискуссии, будучи не новичком в журналистике, исповедует собственные принципы, однако, в итоге разговора стало очевидным, что вопрос, вынесенный в заголовок этой заметки, продолжает волновать “работников пера и микрофона”. А раз это так, то, при всех объективных трудностях, новочеркасские журналисты не останутся в стороне от проблем, волнующих горожан.