Сегодня: 19 апреля 4529, Вторник

В советское время ежегодно проводили 2 парада: первый — 1 мая, второй — 7 ноября. На них демонстрировали всю силу и мощь нашей армии (до войны — Красной, после войны — Советской):
Грозно движется пехота,
Выходи, кому охота!
Следом едут пушки —
Тоже не игрушки!

Такие парады были не только зрелищными, но и весьма дорогостоящими. И в конце 60-х годов минувшего века первомайские парады отменили.
Говорят, что скоро все поотменяют,
Отменили даже воинский парад! —
пел в тот период Владимир Высоцкий. Интересно: а что стал бы он петь в постсоветское время, когда не стали проводить и ноябрьских парадов?
О том, что великой стране жить без парадов негоже, вспомнили в канун 50-летия победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. И провели юбилейный парад в Москве. Но не на Красной площади, а на Поклонной горе. С тех самых пор парады в дни годовщин победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками стали проводить регулярно. Причем, вновь на Красной площади, у стен древнего Кремля.
Боже ж ты мой, что это стали за парады! Никакой боевой техники — одно стрелковое оружие. Да и откуда ей, технике, теперь было взяться? Советская давно уж устарела и морально и физически, а новой российская армия закупить сейчас не в состоянии… Даже президент США Джордж Буш, делясь своими впечатлениями от поездки в Москву на празднование Дня Победы, рассказал, что он в детстве видел по телевизору проводившиеся на Красной площади парады и до сих пор помнит их (как известно, в то время по площади провозили советские межконтинентальные баллистические ракеты, способные нести ядерные боеголовки).
Но к участвующим в московском параде войскам выезжает теперь не примундиренный «маршал, не видевший этой войны», а министр в пиджачной паре. И выстроенные на площади войска приветствуют его словами «Здравия желаем, товарищ министр обороны!», хотя министр все же имеет генеральское звание, в соответствии с которым его и должны бы титуловать стоящие в составе парадного расчета военнослужащие.
А вот в нашем областном и окружном центре — в Ростове-на-Дону — командовал парадом войск Ростовского и Новочеркасского гарнизонов армейский трехзвездный генерал Макаров, а принимал парад четырехзвездный генерал Баранов. Последний сменил генерала Болдырева, пребывавшего на посту командующего Северо-Кавказским военным округом (СКВО) и покинувшего его вскоре после получения четвертой звезды на свои беспросветные генеральские погоны. Однако за непродолжительный срок своего пребывания на посту командующего генерал Болдырев успел обеспечить курсантов Новочеркасского высшего военного командного Краснознаменного училища связи еще одним комплектом стрелкового оружия: в дополнение к уже имевшимся у них автоматам Калашникова (АК) им были выданы для участия в парадах еще и СКС-45 — самозарядные карабины Симонова образца 1945 года. Новый командующий округом эту блажь отменил, и на юбилейном параде с карабинами шли уже только курсанты, изображавшие пехотинцев периода Великой Отечественной войны.
Другая часть «пехотинцев Великой Отечественной» сжимала в руках ППШ-41 — пистолет-пулемет Шпагина образца 1941 года, висевший у них на груди. Все «пехотинцы» имели на головах стальные пехотные шлемы (каски), а на плечах — плащ-палатки, принятые на снабжение в ВС СССР еще в 1938 году под названием «палатка-плащ-накидка». «Каска голову давит, в плащ-палатке душно…», — жаловались дома даже некоторые старшекурсники своим родным и близким. А ведь пехотинцы весны 45-го года в таком снаряжении не по плацу вышагивали, а воевали…
А вот обучающиеся в училище связи девушки «на вооружении» имели 80 барабанов, с которыми и шли на параде в Ростове. Но, видно, барабаны те сродни секретному оружию, раз их упорно не демонстрируют зрителям из числа гражданского населения Новочеркасска: у нас девушки-курсанты проходят торжественным маршем без барабанов.
9 мая юбилейного 2005 года в нашем городе состоялся парад войск Новочеркасского гарнизона. Омытый весенним дождем центр города, озаряемый лучами майского солнца, выглядел по-настоящему празднично. Впечатление несколько портили лишь импровизированные заграждения, составленные из транспортной техники всевозможных видов, да стоявшие в оцеплении в отнюдь не праздничных бушлатах понурого вида новобранцы внутренних войск, проходящие службу по призыву.
В качестве почетных гостей на параде присутствовали ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: они восседали на садовых скамьях, расставленных по обе стороны трибуны перед зданием городской администрации. Иные прочие новочеркасцы толпились позади этих скамей, на ступенях и парапетах Белого Дома местного масштаба. Все ждали прибытия из Ростова личного состава военного училища связи, в связи с чем торжество началось несколько позднее ранее объявленного времени.
Наряду с гражданским населением урочного времени дожидались также выстроенные на проезжей части Платовского проспекта парадные расчеты 100-й дивизии оперативного назначения (ДОН) внутренних войск (ВВ) Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации (РФ), а также 47-го отдельного полка ВВ МВД РФ, Новочеркасского суворовского училища МВД РФ и кадетской школы-интерната «Донской императора Александра III кадетский корпус». И было не совсем ясно, какой именно парад должен был проводиться в главном казачьем городе: то ли войск российской армии, призванной защищать страну от ее внешних врагов; то ли внутренних войск МВД РФ, призванных бороться с внутренними врагами державы еще со времен самодержавия.
Но вот из бывшего уездного города Ростова в бывший центр области войска Донского — Новочеркасск — прибыл парадный расчет военного училища связи и занял исходную позицию. Перед прохождением торжественным маршем курсанты исполнили песню Давида Тухманова «День Победы», за что и были удостоены благодарности, объявленной им генерал-майором запаса А.П. Волковым, являющемся ныне главой администрации города и атаманом Новочеркасского округа реестровых казаков.
К слову сказать, самих реестровых казаков, одетых в выданное им полтора года назад однообразное обмундирование, на мероприятии общегородского масштаба почему-то не наблюдалось. Строевики из них, конечно, не ахти какие, но постоять на обочине в развернутом строю — людей посмотреть, себя показать — они вполне смогли бы.
Нынешний начальник училища — генерал-майор Лихошерстов — подал соответствующую команду («Парад, смирно! К торжественному маршу, побатальонно, на одного линейного дистанции…» и так далее), и церемониальный марш начался. Парад принимал триумвират генералов, состоявший из генерал-майора Лихошерстова Е.Н. и генерал-майоров запаса Волкова А.П. и Золоторенко В.И. Мимо них и собравшихся у здания горадминистрации новочеркасцев прошли: барабанщики из числа суворовцев и остальные воспитанники суворовского училища МВД; младшие представители донских кадет; курсанты высшего командного училища связи; воины 47-го отдельного полка и 100-й дивизии внутренних войск; оркестры внутренних войск и военного училища связи.
Интересно отметить, что отдельный полк ВВ, существующий еще с советских времен, шел под знаменем советского образца с пятиконечной звездой. А вот дивизия ВВ, сформированная на излете горбачевской перестройки и до сих пор не имеющая боевого знамени (таковое Президент РФ недавно вручил лишь дивизии оперативного назначения, носившей прежде имя Ф.Э. Дзержинского), шла под кустарно изготовленным знаменем не утвержденного соответствующими инстанциями образца. На одной стороне дивизионного знамени распластал крылья двуглавый орел, а на другой его стороне вздыбился горячий конь, сучащий передними копытами и служащий эмблемой Северо-Кавказского округа внутренних войск (СКО ВВ).
Весь парадный расчет внутренних войск не имел парадной формы и был составлен из носителей краповых беретов. Зная, какими потом и кровью даются такие береты их обладателям, автор этих строк поинтересовался у стоявшей рядом с ним супружеской пары (служащей, как оказалось, в 100-й дивизии): действительно ли все носители краповых беретов являются их обладателями? Оказалось, что многим эти береты были выданы лишь на время их участия в параде. Будем считать, что со временем носители полученных как бы авансом краповых беретов вполне заслуженно станут и их обладателями. Тем более, что на параде прошли они, пожалуй, даже лучше курсантов.