Сегодня:

С введением Федерального закона № 122, больше известного под названием “монетизация льгот”, общество как бы разделилось на два лагеря. По одну сторону оказались региональные льготники, которым во многих регионах сохранили бесплатный проезд на общественном транспорте, а по другую – федеральные льготники, которым часть льгот, в том числе и бесплатный проезд, заменили денежной компенсацией. Первое недовольство между ними в начале года выразилось в многочисленных митингах и пикетах, одним из требований которых было сохранить право на бесплатный проезд в общественном транспорте. С 1 марта в большинстве регионов нашей страны в обиход были выпущены льготные проездные билеты. Казалось бы, проблема снята. Но это только на первый взгляд. О том, как обстоят дела с “монетизацией льгот” в общественном транспорте, корреспондент “В” рассказал своим читателям в прошлом номере газеты. Но в редакцию продолжают поступать звонки, касающиеся не только взаимоотношений льготников и транспортников, но и работы автобусов на всех маршрутах города в целом. Мы объединили эти вопросы по группам и попросили на них ответить заместителя генерального директора ОАО НПОПАТ Анатолия Никифоровича СОЦКОГО.

— В одном из своих интервью, которое дал нашей газете А.Г.Палий в минувшем году, им было высказано предположение, что с введением закона о “монетизации льгот” “…нам будет легче работать, чем сейчас”. Оправдались ли надежды генерального директора?
— Формально закон действует с 1 января. Фактически же, наше предприятие никаких изменений в своей работе не почувствовало. Предусматривалось, что за проезд будут платить все без исключения. На сегодняшний день те пенсионеры, которые отнесены к категории региональных льготников, так и продолжают ездить бесплатно. К так называемым “бесплатникам” добавились социальные работники, а с 1 марта этот список пополнился 101 сотрудником милиции. Что же касается цены на льготные проездные билеты — 85 рублей, — то на сегодняшний день, в связи с подорожанием ГСМ и коммунальных услуг, она не соответствует тем затратам, которые существуют на самом деле. Эта цифра – лимит 2004 года, по которому шла оплата провоза льготников из государственной казны. Из 85 рублей, которые платит федеральный льготник за проездной билет, в наше распоряжение поступает только 63. Еще 50 руб. за них доплачивает государство из федерального бюджета. Так вот, вопрос о перечислении этих сумм решен только на первый квартал. Более того, мы получаем деньги только от реализованных проездных билетов. На календаре первые числа апреля, а вопрос о финансировании на второй квартал со стороны правительства ограничивается только обещаниями. Если проводить сравнение с прошлым годом, то мы, пусть и с опозданием, но получали финансирование согласно общему числу льготников в городе.
Я понимаю, что простого пассажира мало волнуют финансовые проблемы транспортников, но мы, как и простые горожане, оказались “заложниками” непроработанного закона. Много жалоб по реализации закона поступает не только к нам, но и к губернатору. Мы, транспортники, ждем, что В.Ф.Чуб наконец-то примет какое-то решение. Кого оно устроит, будет видно после его опубликования. А пока в состоянии “тихой войны” находятся не только водители и пассажиры, но и транспортники — между собой. У нас есть претензии к Аксайскому, Октябрьскому сельским районам, а у них к нам, т.к. никто бесплатно не желает возить чужих льготников. Может, хоть губернатор нас рассудит.
— Анатолий Никифорович, давайте поговорим о более приятных для пассажиров вещах. Многие с одобрением восприняли появление в городе новых маршрутов. Чем вызвано их появление и чем еще вы обещаете порадовать своих пассажиров?
— С 1 февраля НПОПАТ организовало три новых маршрута: Молодежка – Автовокзал, Кривянка – Азовский рынок, Казачьи Лагери – Азовский рынок. Первый маршрут мы организовали по своей инициативе, а два вторых стали курсировать по многочисленным просьбам горожан. Сейчас центральную часть города с Молодежкой связывают 6 автобусов и 6 маршрутных такси. В будущем мы планируем добавить еще 2 маршрутки.
Что же касается двух других маршрутов, то на них сегодня работает 2 маршрутки на Кривянку и 4 – на Казачьи Лагери.
— Увеличение в городе числа маршрутных такси горожанами приветствуется. Но в связи с этим у многих из них, как мне кажется, возникает справедливый вопрос по поводу их отсутствия на маршруте после 19-00. Как вы это можете объяснить?
— В первую очередь, это связано с требованиями о режиме труда водителя. У нас на одной машине работает по 2 шофера. Во-вторых, на предприятии сложности с решением кадрового вопроса. Режим труда напряженный. А если прибавить к небольшой, по нынешним меркам, заработной плате работу на изношенных машинах, то станет ясно, почему водители не хотят идти к нам работать. Чтобы маршрутные такси работали после 19-00 хотя бы до 24-00, необходимо, как минимум, чтобы на каждой машине было по три водителя. Принять решение об увеличении времени нахождения машины на маршруте теоретически несложно. Тормозит нас все тот же пресловутый финансовый вопрос: у нас есть опасения, что, в отличие от “дневного” времени, “вечернее” будет финансово убыточным. Проводить сравнение с обилием маршруток на дорогах других городов Ростовской области считаю неправильным. Дело в том, что в тех же Шахтах, Ростове не только маршрутки, но и автобусы – коммерческие.
Кроме этого, решая вопрос с маршрутками, мы не имеем право забывать и об автобусах. На сегодняшний день значительная часть автопарка – это изношенные автобусы. А на приобретение новых у нас нет средств.
— Анатолий Никифорович, почему в более привилегированном положении находятся пассажиры автобусов №№ 1 и 4, тогда как в сторону п. Донского уехать проблематично? Есть ли надежда, что в вопросе количества автобусов на том или ином маршруте что-то изменится?
— Согласно исследованиям, проводимым нами, были выявлены самые пассажироемкие маршруты, которыми стали 1-й и 4-й. Что же касается п. Донского, то на этом направлении работает 6 автобусов с Азовского рынка и 4 с автовокзала.
С 19 по 22 апреля НПОПАТ будет проводить обследование пассажиропотока, с привлечением статистов из автотранспортного колледжа. После изучения собранных данных будет проведена корректировка маршрутной сети. Одновременно мы проведем учет федеральных и региональных льготников на каждом рейсе. После этого, смею вас уверить, на отдельных маршрутах будут изменения.
Пригородные маршруты мы стараемся оставить для “коренных жителей”, вот почему они курсируют реже остальных. Мы стараемся этих пассажиров оградить от перенаполняемости автобусов в черте города.
— К нам в редакцию поступает много звонков с вопросом о предстоящем подорожании проезда в автобусах. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Уверен, все принимают как должное ежегодное повышение цен на коммунальные услуги. Никому и в голову не придет отказываться их оплачивать. На правительственном уровне законодательно определено один раз в год проводить удорожание коммунальных услуг. Транспорт – это тоже своего рода услуга. Повышение цен на билеты в городе последний раз проводилось в июле 2003 г. Сегодня уже 2005-й. За это время наши расходы на бензин, запасные части, не говоря о вышеназванных коммунальных услугах, выросли в разы. Себестоимость провоза одного пассажира сейчас составляет 8,95 руб. Если мы и проведем удорожание проезда, то только до 6 рублей. Когда это произойдет, мы пока и сами не знаем. С 6 марта проезд на пригородных и междугородних автобусах подорожал на 20%, но это не отразилось на пассажирах, которые пользуются этими маршрутами в черте города.
Анатолий Никифорович, где пассажиры могут получить интересующую их информацию или высказать свои претензии по работе транспорта?
— В течение дня по телефону 2-32-66 с 8.00 до 17.00 вы можете получить ответ на любой интересующий вопрос. Телефон 2-33-04 работает круглосуточно.
Если в ближайшее время не будут расставлены все точки над “i”, мы вынуждены будем открывать на предприятии “горячую линию”. Но мы оптимисты, и не теряем надежды, что правительство разрубит «гордиев узел» всех этих проблем, и что процедура эта не будет слишком болезненной для пассажиров и транспортников.
Фото Н. Склярова
row['name']