Сегодня: 18 апреля 5595, Вторник

В редакцию «Частной лавочки» пришло письмо А. Мельниковой, которое сразу же было напечатано под заглавием: «Казаки, где вы?». В письме, вернее, в крике души, ставится очень много вопросов, суть которых такова — почему мы так плохо живем, а казаки бездействуют. Я беру на себя смелость дать ответы на эти вопросы, независимо от того, нравятся они кому-то или нет. Начнем по порядку.

Никто не даст нам избавленья,
Ни Бог, ни царь и ни герой,
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.

Если опустить несколько явных оскорблений, то появление этого письма должно льстить казакам. Судите сами: «В городе, столице казачества, творятся вопиющий беспредел, беззаконие, запустение, разруха, как 1917 году, хозяева земли Донской попрятались по щелям». Заметьте, письмо обращено не к правоохранительным органам, не к административным структурам, не к другим законным, официальным организациям, а к казакам. Это говорит только об одном — как бы ни обзывали их жители, как бы ни считали клоунами, но единственную потенциальную защиту своих интересов горожане (да и не только) видят не в правоохранительных или властных структурах, а именно в казачестве. Вопрос, почему жители не видят защиты в официальных органах власти, я рассматривать не буду — здоровье дороже. Да и каждый из горожан сам может на него ответить.
Суть проблемы в другом. Люди, безусловно, рассмотрели в казаках своих потенциальных защитников, но гораздо позже, чем это сделали государственные структуры. Именно поэтому, за тринадцать лет возрождения казачества, ему так и не придали официального статуса. Погиб СССР, некоторые мелкие общины стали малыми народностями, появился частный капитал, рушатся старые понятия и возникают новые, а казачество как было подвешено между небом и землей, так и осталось. Каждую запятую в правительственных документах приходится отвоевывать, как Азов у турок. Почему?
Почему религиозные концессии, разрушающие единство нации, растут, как грибы после дождя, и их возникновение приветствуется, а любые организации, ведущие к сплочению людей вокруг идеи «Сильного и свободного народа», встречают на своем пути массы препон? Потому что в России государство является не защитником своих подданных, а их злейшим врагом, и ведет войну за свое благополучие с собственным народом. Не правые борются с левыми за места в Правительстве, а Государство и Народ тянут к себе одеяло благополучия. Государство издает законы, Народ их игнорирует (так же, как и само Государство). Какой же стратег будет укреплять ряды своих противников такой силой, как казачество? Поэтому в дальнейшем я буду рассматривать казаков как полуобщественную, полузаконную полуорганизацию, полународ.
«Что — глаза застило, ничего не видите: ни грязных и разбитых дорог, ни распродажи за бесценок исторических зданий, ни хамства и самодурства власть предержащих? «…» Почему Вы допустили, что в богатейшем Донском крае, житнице России, народ живет хуже скотины, в голоде и нищете?». Коротко и ясно. Что можно сказать по этому поводу? Казаки видят то же самое, что и все остальные жители города. Единственное чего они не видят, так это горожан, которые открыто выступают против «хамства и самодурства власть предержащих». Более того, борьба за исторические здания идет, причем упорная. С одной стороны полуобщественные, полузаконные казаки, архивы и документы которых уничтожены в начале прошлого века, с другой весь административный ресурс с подвластными ему официальными структурами и все заинтересованные в финансовом отношении лицами. Как вы думаете, кто побеждает в этой войне? Причем с помощью тех же горожан, о чем говорят результаты выборов за последний год.
Акции протеста казаков неоднократно проходили по всей России, начиная с 1992 года. Более того, казачество неоднократно участвовало в митингах и забастовках по вопросам, напрямую не касающихся самих казаков. Так, лет шесть-семь назад, к ним обратились учителя города с просьбой поддержать их требования по поводу задержек зарплат. На площадь вышло около двух сотен казаков и… около трех десятков учителей. Вот так-то! Впору было вывешивать в окнах школ плакаты: «Пока Вы боретесь за наши права — мысленно мы с Вами!»
«Почему исконно казачий Азовский рынок все больше и больше превращается в армянский? Почему вместо дешевых казачьих привозов — одни перекупщики, дерущие с людей последнюю шкуру?» Браво! Эти вопросы обсуждаются везде и всегда. Ни один диспут не проходит мимо этой темы. Однако не стоит забывать, что все торгующие на рынке являются россиянами. Любая попытка убрать кавказцев с казачьего рынка силами казаков (мы договорились относиться к ним как к полународу, т.е. они себя народом считают, а другие нет) будет расценено как проявление геноцида и расовой несправедливости. Налицо будет факт дискриминации одной группы людей — торговцев, другой группой — казаками (представителями производителей материальных ценностей). Вой поднимется о казачьем произволе на весь земной шар. Вот если бы речь шла о русскоязычных производителях — тогда другое дело. Это уже не геноцид, а конкурентная борьба.
Теперь немного о перекупщиках. Стоимость товара складывается из той прибыли, которую хочет получить продавец, плюс издержки (накладные расходы). Издержки, в свою очередь, складываются из транспортных расходов (бензин, запчасти и поборы на дорогах властными структурами и неформальными объединениями), а также из местных оплат (оплата торгового места, получение фиктивных справок и другие официальные и не очень расходы). Как ни странно, чем дороже услуги чиновников, чем больше хозяев рынка рвутся к власти — тем меньше денег остается у жителей после посещения рынков. Единственный законный выход из этой ситуации: использование опыта наших западных соседей — поляков. Сразу после разгрома социалистического лагеря цены в Польше сделали скачек почище, чем у нас. В результате вся нация, от последнего дворника до крупных предпринимателей перешла на хлеб и молоко. Остальные товары принципиально не покупались. Через несколько месяцев перекупщики сдались и цены стабилизировались. Я не призываю поступать также, просто утверждаю, что любой продавец покинет наш рынок только тогда, когда коммерция перестанет приносить прибыль. В этом случае он будет вынужден либо перенести свой бизнес в более благоприятную зону, либо устроиться на завод токарем или слесарем. Заодно и цены на услуги рыночных туалетов упадут до уровня 2003 года, раз туда незачем будет ходить.
«Где Ваши казачьи дружины для патрулирования в городе? Что хорошего Вы сделали для Новочеркасска и его жителей?». Вопросы резонные. Казачья дружина в городе есть. Она насчитывает двадцать пять человек (зарплата 2000 руб.). Заняты они, в основном, совместным патрулированием, тесной работой с милицией и охраной объектов, таких как Собор. На большее двадцати пяти казаков не хватает. Содержание дружины, скажем, в полсотни казаков станицам не под силу, а горожане, если верить письму, готовы только требовать, а не содержать. Сейчас дружина содержится на деньги области, в рамках губернаторской программы «О муниципальных казачьих дружинах». Немного подкидывает на обмундирование и спецсредства городская администрация. Кстати одна из особенностей именно казачьей дружины — это честность. Газеты полны статьями о подкупе охранников, коррупции в правоохранительных органах, оборотнях в погонах, но материалов о подкупе казаков-охранников я не видел, хотя такие дружины используются довольно широко. В Ставрополье и Краснодарском крае они пользуются большой популярностью и принимают очень большое участие в повседневной жизни людей. Даже в Рязани есть своя казачья дружина, а статей о подкупе нет. К тому же, дружинники не имеют права пользоваться в работе даже спецсредствами, не говоря уже об оружии. В результате, защитить кого-либо они могут (по закону) только словесно или руками.
Требовать от них большего, при таких разрешенных возможностях, может только человек, который бесплатно вскопал всем своим соседям огороды, бесплатно ремонтирует их дома и квартиры, а также бескорыстно снабжает их продуктами питания и оплачивает коммунальные услуги. Хотя бы только для того, чтобы ему не задавали вопроса: «Чего хорошего ТЫ для НАС сделал?».
К сожалению, реальность жизни такова, что, как бы казаки не относились к городу и его жителям, они не вправе обрекать себя на бескорыстный неоплачиваемый труд, а свои семьи на голод и холод. Тем более в стране с рыночной экономикой, где любое действие требует оплаты или даже двойной оплаты (если его производит чиновник). Отсюда не охраняемые никем дачи, разгул наркодельцов и многое, многое другое.
«Почему от казачества нет ни одного представителя в городской думе? Почему о Ваших делах не слышно ни по радио, ни по телевизору?». На этот вопрос должны ответить сами жители Новочеркасска. Ни одна инициативная группа не пожелала выдвинуть казаков в Думу, ни на одном участке за них не проголосовало на предпоследних выборах подавляющее большинство жителей. А по поводу радио и телевидения ответ очевиден и так. Разрешение на вещание дают госструктуры, контролируют вещание они же, финансируют тоже. (Я надеюсь, что среди читателей нет наивных идиотов, считающих СМИ абсолютно независимыми). Так как мы с госструктурами находимся по разные стороны баррикад, а в казаках видим потенциальных защитников именно наших интересов, то можем без проблем догадаться: почему нет объективной информации о казачестве в эфире.
А дела есть, и немалые. Это уборка на территории кладбища перед Пасхой, помощь в уборке храмов, работа с казачьими школами и классами (школы №№ 22 и 3 и класс в школе №32). В них ведется внеклассная работа, организовываются праздники, спортивные мероприятия, конкурсы, викторины и т.д. Помимо этого идет дополнительное образование по истории казачества и родного края.
«Для чего Вы тогда вообще возрождались?». Вопрос действительно злой, сложный, но, на мой взгляд, справедливый. Причины, толкнувшие казаков на возрождение, упоминаются редко.
Процесс возрождения казачества пошел для восстановления исторической справедливости, реабилитации его как народа, возрождения исторически сложившихся форм самоуправления и т.д. Как и в любом начинании, были свои победы и свои ошибки, свои штрейкбрехеры и иуды. Многое получилось, многое — нет. Есть масса упущенных возможностей, есть потенциал, есть искусственный раскол казаков на общественных и реестровых. Те, кто вставляет палки в колеса процесса возрождения, достаточно умны и работают на высоком профессиональном уровне. Чувствуется рука власть предержащих.
Нельзя обойти стороной следующее: признание казаков пострадавшими от геноцида в начале 20-х годов, когда была уничтожена едва ли не половина населения Юга России, приведет к признанию Компартии как преступной организации (пример: гитлеровские национал-социалисты). Это, в свою очередь, повод для реституции — возвращения утраченного, т.е. земли, имущества, зданий, архивов и, самое главное, прав и свобод. Иными словами, атаманское правление, местное самоуправление с некоторыми признаками автономии. На это ни один здравомыслящий государственный чиновник не пойдет. По мировым понятиям, земли вдоль южной и западной границы России — единственно жизнеспособные в рамках мировой рыночной экономики. Не будь их, и Россия полностью оказывается в убыточной экономической зоне. Что поделаешь! Дойных коров на мясо не пускают.
Однако стыдить казачество за развал в стране, требовать от них действий на грани законности — это значит «таскать каштаны из огня чужими руками». Безусловно, гораздо выгоднее находиться в роли зрителя, до тех пор, пока другие не добьются для тебя прав и свобод. Правильно ли это? По-моему, нет. Одно дело выступать против «беспредела, беззакония, запустения, разрухи» единым фронтом и совсем другое — оскорблять казачество командой «Фас!», отсиживаясь в собственной квартире. Даже собаку, охраняющую дом, принято изредка кормить, любить и обеспечивать будкой.
Опыт наших восточных (теперь уже) соседей показывает, что, только навалившись всем миром, можно изменить ситуацию, заставить власть прислушиваться к народу, которому она обязана служить. Иначе нельзя. Не поддержанное народом, казачество не в силах противостоять коррупции, спекуляции, беззаконию. Это прописные истины.
Открою один страшный секрет. Казачество не претендует на свое главенство в деле оздоровления ситуации, но готово поддержать и выступить на равных правах со всеми, кто хочет того же самого. Более того. Не видя поддержки государства казаки, как впрочем, и все остальные, сами пытаются решать проблемы своего существования (я имею в виду существование физическое). Создаются предприятия по производству сельскохозяйственной продукции, координационный совет, свои кооперативы и ООО. Разве не так поступают и все остальные, здравомыслящие граждане, сводя свои сношения с госструктурами к обязательному минимуму — уплате необходимых налогов?
Мы все уже стали привыкать к бесполезности медицинских полисов, бездействию правоохранительных органов по отношению к криминальным структурам, абсолютной обособленности власти от нас. Мы, фактически и сами от нее обособились, но это материал для другой статьи. Все свои проблемы пытаемся решать сами: сами добываем себе еду, сами ищем пропавшее или украденное, сами шьем, сами строим и ремонтируем. Так зачем же отделять от себя казачество? От чего же видеть в нем Других? Тех, которым не нужен кров, пища, или благополучие. Тех, которые будут в одиночку рвать поводок, ратуя за счастье всего народа. Нет, господа новочеркасцы! Если вы хотите, чтобы казачки вышли на площадь для защиты Ваших интересов, извольте быть в первых рядах. Не нужно казачьей символики, важно лишь само участие.
А теперь изменим одно слово в письме А. Мельниковой и посмотрим, изменится ли смысл текста: «Наши так называемые казаки (меняем на слово «горожане») все больше и больше напоминают мне трусливых тараканов. «…» Что — глаза застило, ничего не видите: «…» Всегда на Дону люди жили вольно, свободно, зажиточно, никогда не были в рабской зависимости, имели свои обычаи и традиции, искренне верили в Бога. Где все это? «…» Кто виноват в том, что все это утрачено, разграблено, разрушено…, опять большевики? Нет, Вы и Ваше безразличие и равнодушие ко всему происходящему в стране и нашем городе!». Ну как, поменялся смысл? По-моему, нет, стало даже лучше, на порядок честнее.
И не надо никому ничего доказывать… кроме самих себя. И не нужно переваливать свои заботы на чужие плечи. Стоит лишь только попросить о помощи всех, кто заинтересован в лучшей жизни, и решать проблему сообща.
Гимн казаков начинается куплетом:
Всколыхнулся, взволновался
Православный Тихий Дон
И послушно отозвался
На призыв свободы он.
Может быть те, кто умеет читать прочитали немного более, чем написано, может быть, я поставил в статье еще больше вопросов, но за простых казаков я слово сказал, а атаманы пусть сами выкручиваются, тем более, что часть из них относится к тем самым Административным структурам, против которых гневное письмо и направлено. Может кто-то из них тоже выступит на страницах прессы, но только другой — подотчетной.