Сегодня:

Ветераны… Это гордое слово! На их долю выпали тяжкие испытания. Труд, Великая Отечественная война и снова самоотверженный труд на благо Отечества. Это они, ценой миллионов несостоявшихся жизней, разгромили фашизм, спасли нашу Родину от порабощения, подняли страну из руин страшной войны, своим умом и руками создали основу для созидательного труда нынешнего поколения. За свой труд и ратные подвиги ветераны заслужили всеобщее уважение и признательность.
В эти апрельские дни в нашем городе, как и по всей стране, проводятся мероприятия по подготовке к знаменательной исторической дате — 60-летию Великой Победы. В этой работе самое активное участие принимает и городской совет ветеранов, а также его первичные организации. Уже сейчас проходят встречи ветеранов с молодежью — в учебных заведениях, воинских частях, с жителями города в микрорайонах. Абсолютное большинство наших ветеранов правдиво и доходчиво рассказывают о годах минувших, о ратных и трудовых подвигах своих товарищей, о своем личном вкладе в общее дело Победы. Вместе с тем, к сожалению, приходится говорить и о неприятном, о некоторых негативных явлениях в ветеранской среде. Дело в том, что отдельные ветераны (их немного, но они есть) превратно понимают свое положение, проявляют высокомерие, тщеславие, нескромность, а подчас и бесчестность. В своих воспоминаниях о войне нередко допускают грубые искажения исторической действительности, запросто фантазируют, преувеличивают свою личную роль в достижении победы над врагом.
Все это в какой-то степени было бы простительно, если связано с давностью событий, забывчивостью или с почтенным возрастом таких ветеранов. Однако есть и, к сожалению, нередки случаи, когда фантастика перемежается с откровенной неправдой или умыслом, что закономерно задевает честь и достоинство основной массы ветеранов. Для полной ясности приведу несколько примеров, по понятным причинам не называя конкретных фамилий, тем более накануне всенародного праздника.
В недалеком прошлом ветеран В.Ш. в течение длительного времени обманывал своих товарищей, называя себя участником войны, хотя таковым не был. В служебной анкете собственноручно написал, что награжден медалью «За отвагу» и живописно расписал свои подвиги, совершенные им якобы в бытность фронтовым разведчиком, сам себе «присвоил» воинское звание капитана.
Другого ветерана Ю.А. все жильцы многоэтажного дома с его же слов знают как участника войны, хотя по возрасту он в армию был призван лишь в 1946 году. Еще один ветеран-фронтовик, танкист А.Л. носит медаль «За оборону Сталинграда», хотя в армию был призван в середине 1943 года, а в этом историческом городе побывал лишь через много лет после окончания войны. Достойная женщина-фронтовичка, ныне вдова ветерана войны в праздничные дни к своим законным наградам (орден Отечественной войны и несколько медалей) добавляет комплект наград своего покойного супруга. Еще один ветеран П. (на фронте не был) в дополнение к своим законным медалям носит на груди орден … Сталина (!), якобы учрежденный каким-то «верховным советом», главой которого является некая Сажи Умалатова. (Как известно, даже сам И.В. Сталин был категорически против учреждения такого ордена и не допустил этого). Вызывает удивление, что именно этого ветерана П. городское телевидение недавно пригласило на передачу в программе «Акцент дня». При этом дикторский рассказ о заслугах приглашенного чередовался с невразумительными фразами самого участника показанного телесюжета.
Среди некоторой части ветеранов распространилась «мода» буквально обвешивать себя непомерным количеством всякого рода нагрудных знаков, значков и т.д., приобретенных в ларьках и даже самодельных. Среди этой мишуры подчас не видно не только законных государственных наград этого ветерана, но и самого человека. Один ветеран, например, носит шесть ветеранских нагрудных знаков — по количеству дивизий, в которых ему довелось служить в разные годы, считая себя ветераном каждого из этих соединений. Думается, что все эти явные излишества не только противоречат здравому смыслу, но и унижают ветеранскую честь.
Особое неприятие вызывают и такие факты, когда некоторые ветераны рассказывают о якобы своем личном участии в событиях, где они на самом деле не были или имели к ним лишь косвенное отношение. Об этом уже говорилось в начале этой статьи. Мне как-то довелось разговаривать с одним из ветеранов, который назвался участником освобождения нашего города. Он пытался поведать «о кровопролитных боях и громадных потерях на улицах Новочеркасска», хотя все это не соответствует действительности и подтверждено многочисленными архивными документами. Не мог он даже назвать фамилию командира своей 33-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Утвенко А.И., хотя сам в то время был якобы офицером — командиром роты.
В недалеком прошлом мне приходилось также беседовать с некоторыми ветеранами, которые принимали (или якобы принимали) участие в Параде Победы 24 июня 1945 года. Выяснилось, что многие ветераны об этом Параде имеют весьма смутное представление. Дело в том, что далеко не все, действительно принимавшие участие в этом параде, получили статус его участника. В этом историческом Параде принимали участие более 52 тысяч человек. Однако в соответствии с директивой Генерального штаба от 17 июня 1945 года статус «Участник Парада Победы» был предоставлен только тем, кто входил в парадные расчеты десяти фронтов на заключительном этапе войны, а также персонально приглашенные командующие фронтами и всех армий, входивших в состав этих фронтов. В парадные расчеты включались наиболее заслуженные фронтовики, награжденные, как минимум, двумя-тремя орденами. Полный парадный расчет был таким: от каждого фронта — один сводный полк численностью 1059 человек и 10 человек запасных, т.е. 10690. Плюс персонально приглашенные командующие. Кроме того, один сводный батальон (60 человек) от 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, предназначенный для «швыряния» фашистских знамен к подножию Мавзолея. В общей сложности всего около 11 тысяч человек. А все остальные (41 тысяча человек) упомянутой директивой ГШ именовались «участниками подготовки и проведения парада». К их числу относились: сводный полк наркомата обороны, военные академии, войска московского гарнизона, колонна моряков, кавалеристы (в конном строю), экипажи и расчеты боевой техники и т.д., в том числе и сводный оркестр — 1400 человек. Готовились к воздушному параду над Красной площадью и авиаторы, находившиеся на подмосковных аэродромах, однако этот парад, как и демонстрация трудящихся, были отменены из-за ненастной погоды.
«Участник парада» или «Принимавший участие в подготовке и проведении парада» — это, видимо, неоднозначные понятия. Думается, что об этом следует помнить и знать. Особенно тем, кто к этому историческому параду имел какое-то отношение.
Не хочу, чтобы сказанное мною сегодня, было для кого-то просто обидным. Хотелось бы надеяться, что содержание этой статьи будет полезным, способствующим укреплению нашего ветеранского братства и взаимопонимания.

«Уже не редкость: переводчик запасной части тыловой
В анкете пишет: «пулеметчик», чуть вчера с передовой.
Иль отсидевший срок законный, и в жизнь не нюхавший свинца,
О схватках танковых и конных строчит от первого лица.
Коробят душу заверенья не оперившихся светил,
Кто в дни войны, как в наступленье, едва под стол пешком ходил…
И к славе мертвых приобщился у обелисков и могил…
Не подновляй слова и даты, не обрекай стихи на слом,
Пока мы живы, врать не надо и задним тешиться числом.
Не представай ужасно смелым с пеленок нравственным вполне!
Скажи по правде: «Что ты сделал, когда стреляли на войне?!»
Сергей Михалков.

Седой мужчина, некто Брехунов,
Не заслужил на фронте орденов.
А если он в войсках и побывал,
То, как другие, он не воевал.
И знает лишь одна его жена,
Что носит он чужие ордена.
Чужую славу он к рукам прибрал,
Чужую храбрость запросто украл.
О подвиге бесстрашного бойца
Он говорит от первого лица.
И повторять при этом он привык:
— «Я — ветеран! Я — бывший фронтовик!»
Танкист Петров — отважный капитан,
Что в грозный час погиб от тяжких ран,
Не взял с собой в могилу под Москвой
Ни партбилет, ни орден боевой.
Сержант Смирнов, что честно пал в бою,
Не взял в могилу ту медаль свою.
Что почему-то носит Брехунов
В ряду чужих солдатских орденов…
В канун Победы вспомнить нам пора,
Что ордена имеют номера!
Сергей Михалков.